Парки Царского Села (г. Пушкин). Основные сведения

Царскосельские парки – Екатерининский , Александровский и Баболовский – географически представляют собой единое целое, но с давних времён установился обычай различать их по названиям тех дворцов, которые они окружают.
Несколько в стороне от них находится Отдельный (или Нижний парк) , название которого определено его несколько отдалённым от дворцов положением.
В современном городе Пушкине появился и новый, Буферный парк. Пока что он представляет собой пустую обширную территорию с редкими посадками и лишён достопримечательностей, за исключением остатков разрушенных устоев моста разобранного императорского пути. Парк расположен на въезде в Пушкин на пересечении Детскосельского бульвара с Петербургским шоссе и служит местом для проведения городских праздников, самый известный из которых - ежегодный Царскосельский карнавал.


Царскосельские парки являются живой энциклопедией садового искусства: отдельные части их строго выдержаны в стиле французского (архитектурного) парка, другие в стиле английского (пейзажного) парка, третьи подражают холмистым итальянским садам. Только четвёртый тип – японский (или миниатюрный) парк не вызвал в Царском Селе подражания.
Образцом архитектурного парка является Версаль, у нас – Стрельна , некоторые части петергофского и царскосельских парков.
План французского парка приспособлен к равнинной местности и состоит из широких прямых аллей, пересекающихся под прямыми углами или расходящимися радиально (веером). Стриженые кусты образуют в таком парке высокую живую изгородь, за которой размещены посадки деревьев, павильоны, фонтаны и пр., что и образует так называемые «боскеты».

Английские сады рассчитаны на полное подражание природе, в них не должно быть признаков архитектурной планировки, прямых аллей, геометрической рассадки деревьев и т.п. Они являются как бы произведениями пейзажиста, воспроизведёнными в натуре. Английскому парку свойственны наивные романтические украшения – «хижины отшельника», «руины», «китайские беседки», «мостики поцелуев». Из английских садов особенно знамениты лондонские сады Кью, парк Виндзора, Вильтона. В английском стиле был задуман Павловский парк, позже значительно «итальянизированный».

В Царском Селе всё пространство нынешнего Екатерининского парка от Большого каприза до Большого пруда было разбито по тому же английскому типу. Это было отражением эпохи, выше всего ценившей в искусстве подражание природе, но вместе с тем так её идеализирующую, что ничего «натурального» практически не оставалось.
Вместо подражательного воспроизведения природы создавались настоящие театральные декорации. Например, в царскосельских парках были построены: Китайская деревня и Большой каприз , наряду с ними – классический Концертный зал , Кухня-руина (из подлинных античных обломков), Турецкий павильон (не сохранился), и тут же, неподалёку - мраморный Палладиев мостик .
Около этих построек протекает запруженный ручеёк, вызывавший ещё при Екатерине шутки и остроты своей невзрачностью. Сохранился рассказ о том, что когда в этом ручье утонул пьяный садовник, то Екатерина сообщила об этом французскому послу Сетюру, как доказательство, что и в этой скромной речке можно погибнуть. На это Сетюр ответил: «садовник – большой льстец».

Некоторые сооружения в царскосельских парках можно рассматривать как подражание итальянскому стилю. За отсутствием гористого ландшафта был создан ряд искусственных насыпей: Большой и Малый капризы, насыпь у Башни-руины, Трифонова горка и др.
На протяжении своей трёхсотлетней истории парки Царского Села претерпели множество изменений. При Екатерине I вокруг первоначальных «каменных палат» был совсем небольшой парк, частью огороженный тыном, за которым находился Зверинец. Садовых дел мастеру Якову Розину было поручено устроить «елевые першпективы», посадить ольховую рощу и развести вдоль нынешней Садовой улицы плодовый сад, устроить парники и оранжереи.

Следующая владелица Царского Села – Елизавета Петровна пока была цесаревной - не имела возможности тратиться на расширение и украшение парка. Зато став императрицей, она безудержно расходовалась на свою любимую резиденцию. Ничто не казалось ей достаточно великолепным, пышным и нарядным. Елизаветинское Царское Село было как бы воплощением фантазий московской царевны, думавшей не столько о государственных делах, сколько о балах и празднествах далёкого и дивного Версаля. Словно по мановению волшебной палочки, в царскосельских парках возникли разукрашенные позолотой и скульптурой архитектурные сказки.

Екатерина II предпочитала иной стиль – строгий и торжественный. Дворец, ярко голубой, сияющий золотом, она велела перекрасить. Так же поступили с растреллиевским Эрмитажем, уничтожили Катальную горку, Грот лишился отделки ракушками, опале подверглись фонтаны и цветники французского сада.

После смерти Екатерины II, Павел I, не любивший свою мать и ненавидевший всё, что было ею создано, приступил к разрушению Царского Села. Архитектор Бренна, строитель Михайловского замка, получил повеление взять из Царского Села всё, что признает нужным для украшения Михайловского дворца, Павловска и Гатчины: картины, статуи, бронза, антики мебель – вывозились из Царского. Велено было сломать только что построенную Китайскую деревню, а полученный материал отпустить на постройку Михайловского дворца и для Павловска. Отчего то это повеление не было выполнено до конца, успели снять только все наружные украшения и облицовку стен.
Была сломана Мраморная беседка на розовом поле (от неё до сих пор сохранился гранитный цоколь), колонны от беседки пошли на украшение тех же дворцов. Все незавершённые постройки в Царском Селе остановились. Деревянный дворец Константина Павловича, стоявший поблизости от Малого каприза, велено было разобрать и перевезти в Павловск. Собрание антиков, хранившихся в Гроте, было уничтожено. Статуя Вольтера, работы Гудона, была отправлена на чердак. Бронзовые вазы, украшавшие Пандус и лестницу Колоннады , были увезены. Царское Село было заброшено, дворец пребывал в запустении.

Об упадке Царского Села при Павле I печалился Державин, написавший по этому поводу оду. Александр I обратил внимание на запустение Царского Села, велел вернуть некоторые бронзовые статуи и вазы. На месте Катальной горы была построена гранитная терраса .
В память войны с французами были созданы монументальные ворота «Любезным моим сослуживцам»; пришедшие в ветхость Большие оранжереи капитально перестроены одним из лучших архитекторов того времени – Стасовым; неподалёку от Александровского дворца возникла Императорская ферма; на месте старого Люстгауза, архитектором Менеласом была выстроена искусственная руина – Шапель .
Старую каменную ограду, окружавшую заброшенный зверинец разобрали, а материал пустили на постройку Шапели , Фермы и Ламского павильона. Унаследовав от бабки любовь к садоводству, император Александр I довёл оранжереи и парки Царского Села до совершенства.

По мысли Александра, в самом Большом дворце, во флигеле, построенном в конце царствования Екатерины для детей Павла Петровича, было учреждено новое высшее учебное заведение – Императорский Царскосельский Лицей, выпустившее из своих стен целую плеяду видных деятелей культуры и искусства.
Был разобран великолепный павильон «Мон-Бижу», построенный Растрелли, а на его месте уже при Николае I завершено строительство мрачноватого Арсенала.
Так же при Николае I в 1839-1847 гг. был распланирован пейзажный Отдельный парк. Одной из предпосылок создания парка, стало стремление придать красивый вид пейзажу, простиравшемуся от только что построенной Царскосельской железной дороги.

Самый «английский» парк Царского Села – Баболовский, сформировался в основном в 1820-1860-е гг., в его создании участвовали несколько поколений августейших владельцев Царского Села, вложивших в него огромные средства.

Великая Отечественная война нанесла огромный урон, как самим паркам, так и павильонам, расположенным в них, многие из которых потеряны безвозвратно. На сегодняшний день полностью восстановлен только «парадный» и коммерчески "раскрученный" Екатерининский парк.
Александровский парк относительно ухожен, но часть парковых павильонов ещё находятся в аварийном послевоенном состоянии.
В самом печальном состоянии находится Баболовский парк, который после войны успел превратиться в заболоченный лес, окружающий руины Баболовского дворца с мистически невредимой Царь – ванной.

Подробнее обо всех интересных местах царскосельских парков и некоторых других императорских резиденциях в окрестностях Санкт-Петербурга, Вы узнаете со следующих страниц нашего путеводителя.
Александровский парк… нажать для продолжения экскурсии

P.S. Для более вдумчивого знакомства с историей парков Царского Села и города Пушкина в целом, предлагаем посетить сайты, ссылки на которые приведены на вкладке Источники и Путеводители.

Информация о том, где остановиться в Пушкине, в каких ресторанах и кафе лучше пообедать и как добраться до Пушкина тоже найдётся на страницах нашего сайта.
Путеводитель не претендует на уникальность приведённых сведений, он несёт общую информационно-просветительскую функцию.