Павловский дворец и парк. Краткая история создания.

Обложка С северной стороны Садовой улицы от Привокзальной площади Павловска расположен ансамбль Павловского Большого дворца и парка ( Садовая ул., д.20). Ансамбль был создан в 1780 1820-е гг. в относительно короткие сроки и в дальнейшем не подвергался существенным изменениям.
Облик Павловского ансамбля среди других императорских резиденций в окрестностях Петербурга отличается необычайной цельностью и гармонией. На него повлияли не только профессиональные архитекторы и садовники, но и личные пристрастия владельцев.
Особенная роль в создании усадьбы принадлежит Марии Федоровне. Великая княгиня страстно увлекалась садоводством и обладала обширными познаниями в этой области. Под ее непосредственным руководством отбирались растения и для посадок в парке, и для Дворцовых оранжерей. Ей удалось собрать обширную коллекцию редких растений. Садовник Адам Карлович Визлер выполнял ее указания по украшению Павловского парка с начала его основания.

Вначале возвели два небольших дворца Мариенталь и Паульлюст. Одновременно с их строительством начались работы по благоустройству местности: осушались заболоченные участки, первые парковые дороги соединили между собой дворцы, через Славянку и прибрежные овраги перебросили первые мосты.
Предполагается, что автором первоначального замысла усадьбы мог быть П. Патон, архитектор, работавший при дворе великого князя. Мариенталь находился в центре старой шведской крепости, и хотя этот двухэтажный дворец с бельведером наверху просуществовал всего лишь около двадцати лет, его имя присвоили самому старому району парка и построенному впоследствии на его месте замку. Паульлюст исчез еще раньше, уступив место большому Павловскому дворцу.

В 1781-1782 гг. владельцы Павловска под именем графов Северных совершили путешествие по Европе, что позволило им ознакомиться с садами Германии, Италии, Франции. Самое большое впечатление произвела на них королевская резиденция в Версале. По случаю приезда во Францию наследника Российского императорского престола в программу торжественных мероприятий включили выход книги Ж. Делиля «Сады», представляющей собой наставления по пейзажному садово-парковому искусству. Наставления из книги этого известного теоретика сыграли важную роль в создании парков в Павловске.

В конце 1779 г. к работам в Павловске привлекли только что приехавшего в Россию по приглашению Екатерины II архитектора Чарльза Камерона. В течение ближайших шести лет он проектировал и руководил работами по созданию архитектурного ансамбля в Павловске одновременно с работой в Царском Селе.
В долине Славянки по его проекту началось формирование района парка в пейзажном стиле, для которого он создал первые проекты парковых сооружений - Храма Дружбы, Старого Шале, Колоннады Аполлона, Обелиска основания Павловска Дворцовых оранжерей. Эти постройки стали программными и определяющими как в архитектурном облике парка, так и в его семантике.

В создании дворцово-паркового ансамбли принимали участие архитекторы В. Бренна, Д. Кваренги, А.Н. Воронихин, Ж.-Ф. Тома де Томон, К.И. Росси, каменных дел мастера Висконти, садовые мастера А.К Визлер, А.И. Асмус, И.А. Вейнман, Ф.К Катцер, скульпторы И.Л. Прокофьев, П. Трискорни, И.Л. Мартос.
Особое место среди них занимает художник- декоратор П. Гонзага, творец всемирно известных пейзажей Павловского парка. Ландшафтную композицию украшают павильоны Трех Граций, «Памятник любезным родителям», Молочня, Воздушный театр, Амфитеатр, Холодная ванна, Круглый зал (Музыкальный павильон), Елизаветин Краснодолинный павильон и Руина, Пиль-башня, Мавзолей «Супругу-благодетелю», Розовый павильон, разнообразная парковая скульптура, пруды, мосты, каскады, ворота.

Храм Дружбы, один из самых ярких парковых павильонов в виде ротонды, возвели в 1780-1782 гг, по проекту Ч. Камерона. Он был посвящен матери-императрице, о чем свидетельствовала статуя внутри, изображавшая Екатерину в виде Цереры (впоследствии ее заменили Минервой), и надпись над входом:
«Любовь, почтение и благодарность посвятили», Облику присущи легкость и изящество палладианской архитектуры с монументальностью и торжественностью античного храма. Павильон расположен на правом берегу Славянки в окружении густо разросшихся деревьев - дубов, кленов, елей, серебристых ив, берез. width="40%" Сюда пересадили из Петергофа сибирский кедр, посаженный в память о рождении великого князя Павла Петровича. Рядом с ним Мария Федоровна собственноручно посадила свое любимое дерево - серебристый тополь.

На левом берегу Славянки против Храма Дружбы в 1780 г. построили Старое Шале - пасторальный павильон в сельском вкусе в виде швейцарской хижины с конусообразными соломенными крышами, предназначавшийся для семейных развлечений. Вокруг него разбили фруктовый сад и огород, где Мария Федоровна с детьми развлекались игрой в сельский труд.

Одновременно со строительством первых павильонов в долине реки Славянки вокруг них создавался парк. Первые пейзажные дороги повторяют очертания низких извилистых берегов. При помощи Черного моста-плотины перекрыли русло реки, что позволило образовать первый пруд который позже стали называть Фасадным. Рядом с основным руслом реки по проекту Камерона выкопали Круглое озеро, в него ниспадала вода Большого каскада.

Пейзажная планировка на левом берегу Славянки за павильоном Старое Шале плавно переходит в обширный лесной массив, прорезанный радиальными аллеями Большой Звезды. На площадке в центре Большой Звезды расположен Музыкальный павильон (Salon de Musigue), который ныне известен под названием Круглый зал. Здесь преобладают хвойные породы деревьев, ведущее декоративное значение имеют ели. Хороши и акации, растущие вдоль дорог.
Прямые лучи длиной в полтора километра носят романтические названия: дороги Красного Солнца, Красного Бугра, Красного Молодца, Молодого Жениха, Богатого Поля, Старого Шале, Зеленой Женшины. Дружеская, Грибная, Славянская. Поблизости от мест их пересечения были распланированы лужайки и поляны.

В регулярную планировочную композицию этого района гармонично включен пейзажный Краснодолинный участок с прудами и каскадами. Здесь в 1801 г. по проекту Камерона возвели Краснодолинный Елизаветин павильон (назван в честь супруги Александра I - императрицы Елизаветы Федоровны) с бельведером для обозрения окружающей местности. Павильон построили по проекту Ч. Камерона его помощник архитектор П.Д. Шретер и каменных дел мастер К. Висконти, росписи сделали по эскизу П. Гонзаги.
Руины, устроенные рядом в 1804 г. архитектором А.Н. Воронихиным, также по проекту Камерона, составляли с павильоном своеобразный ансамбль, своего рода «архитектурный каприз», соединяющий по замыслу Камерона в своем облике черты пасторальности и античные мотивы. Краснодолинному участку парка, прилегающему к Славянке, Гонзага придал черты живописности и наибольшей естественности.

Район Большой Звезды предназначался для длительных прогулок верхом или в экипаже, отсюда любовались окрестностями. Тярлевская просека, оформленная П. Гонзага, раскрывала далекую перспективу на церковные купола Екатерининского дворца.
Возвышенное плато правого берега Славянки занимает район Белой Березы, где преобладают пейзажные приемы садово-паркового искусства с включением прямых лучей-дорог. С внешней стороны, обращенной в сторону реки Ижоры, Большую Березу обрамляет Пограничная Ижорская дорога. Она начинается от Садовой улицы и приводит К Нововестинскому мосту через Славянку, где заканчивается композиция Павловского парка.
Объемно-пространственная композиция с преобладающими в ней разнообразными лиственными деревьями основана на сочетании широких перспектив и открытых полян с деревьями-солитерами и куртинами, рощами, живописно размещенными Гонзагой. Четыре дороги - Белосултанная, Черной Шляпы, Липецкая, Розовопавильонная - в центре пересечения образуют круглую площадку, по окружности обсаженную березами. Прямые радиальные дороги, далеко уходящие на окраины парка, пересекает замкнутая пейзажная Английская дорога. Здесь находится «Самый красивый вид» Павловского парка, также созданный П. Гонзагой.

1782 г. в истории Павловска был особенно насыщен важными событиями. Камерон завершил разработку проекта Павловскою Большого дворца, и весной состоялась его закладка. Дворец расположили на высоком холме правого берега Славянки таким образом, что садовый фасад главного корпуса, увенчанный круглым барабаном с пологим куполом, отражается в зеркале Фасадного пруда. Помещения первого этажа имеют выход в камерный Собственный сад. Его распланировали одновременно со строительством дворца по проекту Камерона с участием художника-декоратора Анри Франсуа Виоллье и садовника Адама Карловича Визлера. Приемы регулярной планировки с цветниками, боскетами и мраморной скульптурой имеют камерный характер, что сообщает композиции черты голландского садово-паркового искусства.
Собственный сад украшает павильон Трех Граций, устроенный на террасе по проекту Ч. Камерона и декорированный барельефами скульптора И.П. Прокофьева. Скульптурную композицию «Три Грации» создал П. Трискорни.

Парадный двор Большого дворца, обращенный в противоположную от реки сторону, образован дугообразными галерейными переходами, связывающими главный трехэтажный корпус с низкими боковыми флигелями, расширенными архитектором В. Бренна. В его центре находится памятник императору Павлу I (1872 г., скульпторы и.п. Витали, А.Н. Соколов). От Парадного двора на восток по оси главного фасада уходит протяженная Тройная липовая аллея, раскрывающая далекую перспективу парка из окон дворца. Аллею обрамляют дорожки, обсаженные голландскими липами шарообразной формы.

К югу от Тройной аллеи находится Вольерный сад. Здесь по проекту Камерона построили павильон Вольер, где содержались птицы, было много цветов и зелени. В его центре установили привезенную Марией Федоровной из Италии статую Флоры. В боковом кабинете разместили коллекцию античных ваз и пеплохранительниц. Это сочетание смысловых оттенков жизни природы (радость) и жизни вечной (печаль) обогащало семантику этой части парка. Поблизости от Вольера размещался театр в виде трельяжной беседки, где владельцы Павловска вместе со свитой нередко становились артистами в «живых картинах». Вдоль Тройной аллеи устроили дорожку с нишами из стриженой зелени, у которых стояли бюсты античных философов. В юго-восточном углу сада находился Лабиринт - круглая, обсаженная кротегусом и акациями площадка, со спиралевидной дорожкой.

В конце Тройной липовой аллеи, согласно замыслу Камерона, первоначально стояла колонна Конец света. За колонной устроили открытую площадь полуциркульной формы - Парадное поле, вначале оно использовалось великим князем для военных учений и парадов. От Парадного поля начиналась пятилучевая система радиальных аллей, осью симметрии которой стало продолжение Тройной аллеи - Ижорская дорога. Северные аллеи этого пятилучия являлись частью планировки Белой Березы, крайняя вела в Зверинец.
В 1800-е гг. Гонзага придал Парадному полю пейзажную планировку и превратил его в один из самых привлекательных районов парка. Наследники Марии Федоровны в течение XIX и начала ХХ вв. сохраняли дворец, павильоны и парк в неизменном виде, придерживаясь завещания основательницы Павловска.
Однако бывали и отступления от этого правила. Одним из них являлось строительство Вокзала.

В 1836-1837 гг. на территории Павловского парка в районе Большой Звезды была сооружена конечная станция Царскосельской железной дороги. Через парк сделали просеку, на которой соорудили железнодорожную насыпь почти до Садовой улицы. В конце находилась железнодорожная платформа для пассажиров. Станция получила впоследствии название Павловск- I. Великий князь Михаил Павлович предоставил участок парка в аренду акционерному обществу Царскосельской железной дороги с платой по двадцать копеек за квадратную сажень со многими условиями и ограничениями, среди них особо оговаривалось право владельца расторгнуть договор и обязанности арендатора разобрать постройки и возвратить парковый характер территории.

При конечной остановке железной дороги по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера в 1836-1838 гг. соорудили деревянный увеселительный павильон Вокзал. С целью привлечения пассажиров на железную дорогу в Вокзале устроили ресторан, гостиницу и музыкально-концертный зал. Концерты для публики и вход в парк были бесплатными, на чем особенно настаивал великий князь Михаил Павлович.
Впоследствии здание неоднократно горело и перестраивалось. Наиболее значительную перестройку осуществили в 1860-е гг. по проекту архитектора А.Б. Петцольда к двадцатипятилетию Царскосельской железной дороги. Вместительность концертного зала была доведена до трех тысяч человек. Здесь появились читальня и помещение для игры в кегли. На площади перед Вокзалом соорудили открытую летнюю эстраду, установили гимнастическую сетку и фонтан, переоборудованный впоследствии в газовый светильник-торшер.
В 1875-1876 гг. при Вокзале по проекту архитектора Н.Л. Бенуа построили деревянный Летний театр вместимостью до тысячи человек (сгорел во время войны 1941-1945 гг.).

Вокзал принадлежал к самым известным достопримечательностям города, он на некоторое время превратил Павловск в один из музыкальных центров Петербурга. Концерты, задуманные с целью поднятия доходности железной дороги, сыграли большую роль в развитии музыкальной культуры. Здесь исполнялась и легкая садовая музыка, и серьезные симфонические сочинения выдающихся композиторов.
Павловским оркестром вначале руководил знаменитый дирижер Лабицкий, затем здесь работали Иосиф Герман, Иоганн Гунгль, композитор и органист Войцех Иванович Главач, Николай Владимирович Галкин, Александр Петрович Асланов и многие другие. Особенную известность получили австрийские композиторы и дирижеры Иозеф и Иоганн Штраусы. Для спектаклей привлекались известные артисты императорских театров. В Летнем театре при Вокзале играли такие знаменитости, как В.Ф. Комиссаржевская, М.Г. Савина, м.н. Ермолаева, балерины Анна Павлова и т.п. Карсавина.

Однако Вокзал способствовал деградации облика дворцово-паркового ансамбля. Отрезанная железной дорогой часть парка была заброшена, постепенно пришла в запустение, поляны и лужайки в ней заросли. Постоянно расширялась арендованная железнодорожным обществом площадь парка, строились новые сооружения. Только при прокладке насыпи дороги вырубили 600 деревьев. Музыкальный павильон в центре Большой Звезды, который пришлось надстроить в связи с изменением рельефа из-за насыпи дороги, не выдержал конкуренции с Вокзалом и некоторое время использовался под кафе.
После постройки новой железнодорожной станции Павловск- II тупиковая ветка дороги в парке оказалась ненужной. Тогда при Вокзале соорудили Скейтинг-ринг для катания на роликовых коньках (исчез в 1920-е гг.), устроили площадки для лаун-тенниса и других спортивных развлечений. В 1930-е гг., когда деревянный Вокзал сгорел, эту железнодорожную насыпь ликвидировали. До настоящего времени от комплекса сооружений Вокзала в Большой Звезде сохранился лишь фонарь-торшер.

В 1914 г. в Вольерном саду появилось еще одна достопримечательность парка - павильон Росси со статуей императрицы Марии Федоровны работы скульптора В.А Беклемишева. Павильон возвел архитектор К.К.Шмидт, он использовал один из неосуществленных проектов К.И. Росси 1816 г. Неоклассический облик павильона близок духу Павловского парка и гармонично включен в его композицию.

Последний владелец Павловска князь императорской крови Иоанн Константинович (1886-1918) был вынужден покинуть его в ноябре 1917 г. После этого правительственным комиссаром и хранителем Павловского дворца и парка по распоряжению наркома просвещения А.В. Луначарского назначили искусствоведа А.А.Половцева, проводившего ранее по поручению Иоанна Константиновича инвентаризацию художественных коллекций.

В январе 1918 г. Павловский дворец и парк объявили музеем по приказу Народного комиссариата просвещения. Открытие музея для первых экскурсантов произошло 7 июня 1918 г. Половцев вскоре эмигрировал, и хранителем избрали архитектора В.Н. Талепоровского (1884-1958), тот приложил много усилий для сохранения и изучения дворцово-паркового ансамбля. В работе по организации музея участвовали известные знатоки художественных сокровищ Павловска А.Н.Бенуа, О.Ф. Вальдгауер, В.Я. Курбатов.

В годы Великой Отечественной войны и оккупации фашистами города Павловска дворцово-парковый ансамбль претерпел большой ущерб. Дворец в результате пожара превратился в руину, вырубили тысячи деревьев, причем некоторые районы опустели почти полностью. В парке перед памятником императрице Марии Федоровне немцы устроили кладбище (эксгумацию захоронений произвели в 2002 г.).
После освобождения в 1944 г. Большой дворец в Павловске был первым, который предстояло отреставрировать, и первым - возродившимся из пепла. По его примеру восстанавливали все разрушенные войной дворцы Ленинграда.

В 1944 г. извлекли из земли спрятанную в парке скульптуру, расчистили дороги, убрали мусор, выкорчевали пни, начали посадки деревьев и кустарников. Парк открыли для посещения в год окончания Великой Отечественной войны. В 1944-1947 гг. проводились разминирование, консервационные работы, археологические исследования, архитектурные обмеры, фотосъемка, сбор уцелевших деталей отделки, в дальнейшем они стали эталонами для восстановления.

Впервые под руководством директора Павловского дворца -музея А.И. Зеленовой, энтузиаста музейного дела и превосходного организатора, были выполнены исследования по разработке методики изыскательских и научных работ, на основе которых в дальнейшем проводилась реставрация дворцово-паркового ансамбля.
Реставрационный совет возглавлял В.Н. Талепоровский, предоставивший свои архивные материалы для возрождения облика разрушенного дворца. Восстановительными работами вначале руководил архитектор Ф.Ф. Олейник, позднее работы возглавляла архитектор С.В. Попова- Гунич.
Полученный опыт использовался позже повсюду для сохранения культурного наследия и стал базой для становления ленинградской школы реставрации. Именно в Павловске в 1945 г. появились первые специализированные реставрационные мастерские. Все проектные решения подвергались тщательному анализу и обоснованию, рассматривались Научно-экспертным советом и осуществлялись под наблюдением гиоп. Обширные работы по реставрации требовали решения необычайно трудных задач, они проводились в небывало сложных условиях послевоенного восстановления страны. Метод консервации уцелевших фрагментов архитектурного декора прежде всего применили в Павловске, и благодаря этому работы там шли быстро, эффективно использовались выделенные государством средства.

В 1955 г. закончилось восстановление фасадов, и дворец был подготовлен к отделке интерьеров. Парадную анфиладу из 7 залов, включая Тронный и Кавалерский, открыли в 1957 г., в следующем - еще 4 зала с Картинной галереей, а в 1960 г. к ним прибавилось еще одиннадцать, среди них - Пилястровый кабинет, «Фонарик». Отделку Парадного и Египетского вестибюлей закончили в 1963-м, через два года - Итальянский зал. К 1970 г. реставрацию отделки основных 45 парадных интерьеров дворца завершили.

Реставрацию многих парковых павильонов выполнили в основном в 1960-1970-е гг. Восстановление основных районов парка проводилось на основе довоенной подеревной и ландшафтной инвентаризации, выполненной под руководством архитектора Л.М. Тверского. Для этого к 1965 г. высадили 70 тысяч деревьев, 90 тысяч декоративных кустарников, расчистили 105 километров аллей и дорог. В результате была возобновлена объемно-пространственная композиция Большой Звезды, где во время войны почти полностью вырубили деревья. Позже по проекту Е.А. Комаровой возвратили первоначальный облик обширному парковому району Белой Березы.

С 1964 г. велась огромная работа по укреплению берегов Славянки, очистке прудов и восстановлению плотин и мостов, возрождены Висконтиев мост и мост Кентавров. В Краснодолинные пруды и реставрированный ранее Большой каскад вновь пустили воду восстановленного Таицкого водовода.
В 1968-1969 гг. восстановили каскад у Колоннады Аполлона. Однако реставрацию гидротехнических сооружений не удалось завершить в полном объеме ввиду полного отключения воды в 1980-е гг. Розовый павильон, который до разрушения был деревянным, воссоздали в кирпиче по проекту архитекторов С.В. Поповой-Гунич и Д.А Бутырина в 1980-1996 гг. На Краснодолинном Елизаветином павильоне и Руине в 1980-е гг. выполнили консервационные работы, но их реставрация не осуществлена до настоящего времени.

Труды реставраторов-архитекторов, живописцев, скульпторов, резчиков, лепщиков, позолотчиков и других высококвалифицированных мастеров дали превосходные результаты. Ансамблю дворца и парка, возрожденному из руин, возвращена первозданная красота.
В 1983 г. дворцово-парковый ансамбль получил статус Государственного музея-заповедника.

Статья написана на основе материалов из книги Г.В. Семеновой "Царское Село: знакомое и незнакомое".


Режим работы Павловского парка:

Вход в парк платный с 10:00 до 18:00;
с 18-00 до 24-00 и с 6-00 до 10-00 вход в Павловский парк свободный.
Стоимость посещения парка:
взрослые - 100 руб.;
учащиеся (с 7 до 18 лет) - 50 руб.;
пенсионеры - 50 руб.

Режим работы Большого Павловского дворца:

Музей открыт с 10.00 до 18.00; касса работает с 10.00 до 17.00.
Выходной день: пятница и первый понедельник месяца.
Стоимость посещения дворца в 2015 г.:
взрослые - 400 руб.;
учащиеся (с 7 до 18 лет) - 150 руб.;
пенсионеры – 170 руб.;
семейный билет (1 или 2 взрослых с ребёнком до 14 лет) - 800 руб.; фотосъемка - 100 руб. пятница и первый понедельник месяца.

Побробнее с ценами и режимом работы Павловского дворца и парка можно ознакомиться на официальном сайте ГМЗ "Павловск"


Бесплатные путеводители и литература о Павловске и парке:

С. Ермакова. Царское Село и Павловск. 2005 г.

Обложка В книге рассказывается о истории создания и восстановления наиболее значительных памятников русского зодчества, украшающих дворцово-парковые ансамбли Павловска и Царского Села, а также старинные предания и тайны дворцовых переворотов, раскрываются исторические портреты правителей России, владевших этими загородными резиденциями.
Скачать путеводитель С. Ермаковой - «Царское Село и Павловск» в формате PDF.
Скачать путеводитель С. Ермаковой - «Царское Село и Павловск» в формате FB2.


В. Курбатов. Павловск. Художественно-исторический очерк и путеводитель. 1911 г.

Обложка В историческом издании 1911 года приводится краткий обзор художественных достопримечательностей Павловска. В книге раскрывается художественное, а также и историческое значение достопримечательностей Павловска.
Для этого, кроме краткой внешней истории дворца, парка и города, приведено краткое изложение истории искусства от середины XVIII до 30-х годов XIX века и дано описание парадных залов дворца и подробное, в виде путеводителя, описание парка.
Скачать путеводитель В. Курбатова - «Павловск. Художественно-исторический очерк и путеводитель» в формате PDF.



Смотрите также : Как добраться до Павловска.
Экскурсии в Павловск из Санкт-Петербурга.