Концертный зал
Павильон Концертный зал, построенный в 1786 году по проекту Д. Кваренги, расположен на островке, соединённым с «большой землёй» чугунными мостами. На момент строительства, до разбивки Собственного садика на Большом лугу, остров с павильоном был хорошо виден с окон Большого дворца.
Автор называл его «залом для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере», что отразилось и в отделке интерьеров, однако у Екатерины II было другое мнение: Слово «храм» в огороде терпеть не могу - таковой залы нет в Царском Селе, а есть концертная - написала она на одном из счетов на произведенные работы - с тех пор павильон называют Концертным или Музыкальным залом.
Концертный зал строился по правилам акустики. Небольшой, но монументальный павильон отличается лаконичностью и завершённостью архитектурных форм. Зал строгой кубической формы с изысканными пропорциями украшен двумя портиками, примыкающими к фасадам с противоположных сторон. Стены Музыкального (Большого) зала отделаны искусственным мрамором и декорированы пилястрами коринфского ордера. Вместо паркета в зале и кабинетах использованы подлинные античные мозаики конца II - начала III века н. э., доставленные в 1784 году в Царское Село из Остии (близ Рима). По замыслу Кваренги в большом зале на пьедесталах были установлены двадцать восемь мраморных бюстов, копий с античных оригиналов - все они утрачены во время войны. Кроме Большого зала, в павильоне имеется два кабинета, различные по характеру внутреннего оформления. В конце XVIII века павильон использовался для проведения концертов и различных игр.
После революции Концертный зал использовался как хранилище разнообразной парковой скульптуры. В начале войны скульптуры частично эвакуировали, а большую и до сих пор не найденную часть коллекции «захоронили» вблизи павильона, ценные полы закрыли рубероидом. Концертный зал пострадал во время войны, но не был разрушен и сохранил свою историческую внутреннюю отделку, за исключением десюдепортов римских художников. Вскоре после войны павильон отремонтировали и открыли для посещений, а в начале 1950-х годов была начата, но затем на долгие годы приостановлена его реставрация.
Последний виток реставрационных работ пришёлся на 300-летие Царского Села и теперь полностью обновлённый павильон открыт для посетителей. Павильон Концертный зал считается одним из лучших произведениям Кваренги, включен в число памятников мирового культурного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.
Кухня-руина
Кухня-руина, расположена поблизости от Концертного зала. Она представляет собой маленькую круглую беседку, сложенную из частей античных мраморов, вывезенных для Екатерины II из Греции. Павильон изначально построен в виде руины, убеждающей своей подлинностью: выветрившаяся кирпичная кладка местами обнажена, карниз и штукатурка стен покрыты трещинами... Кухня построена Кваренги одновременно с Концертным залом. В ней хранились коллекции древних мраморов, доставляемых императрице из Рима.