Мраморный (Палладиев) мост

Одним из лучших произведений архитектора В. Неелова является Палладиев (он же Мраморный, он же Сибирский) мост, гармонично включенный в пейзажи Большого и Верхних прудов.
К изготовлению блоков мраморного моста по модели и проекту В.И. Неелова приступили в 1770 г. на гранильном заводе в Екатеринбурге, а в 1774 году мост был собран из готовых деталей в Царском Селе.

Сама галерея моста с колоннами, лестницами и балюстрадой целиком сооружена из уральского мрамора разных цветов, чем и объясняется его второе название – Мраморная галерея.
Композиция восходит к известному проекту А.Палладио, впервые примененному в разных парках Англии. Мост Неелова отличается от палладианских мостиков простотой, отсутствием лишних деталей, а также необычайной легкостью и воздушностью.
Мраморный мостик открывал целую систему прудов, созданных Нееловым в этой части парка, но после строительства других пешеходных мостиков с плотинами утратил это значение.

В последние десятилетие мост находился в аварийном состоянии и проход через него был закрыт. Правда в 2011 году на Мраморном мосту проводились съёмки клипа Ф. Киркорова на песню «Немного жаль» , но это было редкое исключение.
В 2015 году наконец начался очередной этап по реставрации Мраморного мостика, который завершился в июле 2016 года. Теперь мост снова открыт для прогулок, и надеемся - надолго.

Пирамида

Чуть в стороне от Мраморного моста дорожка приводит к беседке в виде гранитной пирамиды.
Она построена при Екатерине II по проекту архитектора В. Неелова в 1771 году. По углам пирамиды были установлены четыре мраморные колонны уральского мрамора на пьедесталах, а позади находились захоронения любимых собачек Императрицы, отмеченные тремя гранитными плитами с эпитафиями.
Через десять лет после постройки пирамида обветшала и была перестроена заново по проекту Ч. Камерона на том же месте и из тех же материалов.

Новая пирамида, лучших пропорций и с новым интерьером, была сложена из кирпича и облицована большими гранитными блоками, точно подогнанными и укрепленными железными скобами и свинцом. Вместо прямоугольного зала появился круглый зал больших размеров со сферическим куполом. Освещался зал через второй, малый купол с окнами. В стенах круглого зала были сделаны прямоугольные и полукруглые ниши, в которых размещалась коллекция античных ваз и урн, специально привезённых из Рима.

В настоящее время от колонн и собачьих надгробий у пирамиды не осталось и следа, а круглый зал периодически превращается в свалку мусора, хотя вход в пирамиду и закрыт решёткой. Пирамида, как парковый павильон, даже отсутствует на карте музея, что впрочем не мешает ей служить необычным украшением романтического уголка парка.