Станция Царский павильон
Если задаться вопросом, сколько в современном городе Пушкине железнодорожных вокзалов – ответ на этот вопрос, наверное, может кого-то удивить. Потому что вокзалов в черте города – два, но железнодорожные пути подходят лишь к одному из них… А тем временем, странный вокзал без путей (Академический пр. д.31) – это составная часть станции Царский павильон, не существующей c послевоенного времени. Как следует из названия станции, она предназначалась для Императорской фамилии, проживающей в начале 20 века в Александровском дворце Царского Села. По ней же прибывали почётные иностранные гости, а во время Первой Мировой войны – и санитарные поезда, доставлявшие раненых в госпиталь Фёдоровского городка.
Здание вокзала, ныне стыдливо прикрытое синим металлическим забором, было построено в 1912 году по проекту архитектора Покровского на месте сгоревшего в 1911 году деревянного павильона. Новый каменный вокзал был выполнен в едином ключе с постройками возведённого позднее Фёдоровского городка, в неорусском стиле. К вокзалу примыкала длинная дощатая пассажирская платформа под полукруглым навесом, визуально похожая на существующий дебаркадер Витебского вокзала. На торжественных встречах почётных гостей на платформе выстраивались лейб-гвардейцы Императора.
Вокзал и станция появились не на пустом месте. Еще в 1895 году, для приема Императорских поездов, прибывавших в Царское Село через ст. Александровская, была построена станция Царский павильон, имеющая сообщение с Варшавским направлением железной дороги. В 1900 году для удобства сообщения Александровского дворца с внешним миром и прежде всего со столицей, было принято решение строить отдельный III путь до Санкт Петербурга, т. к. существующая соединительная ветка была перегружена и неудобна. Проектирование и строительство заняло два года. За гигантскую по тем временам сумму порядка 4 миллионов царских рублей, был построен одноколейный путь длиной в 21 версту и отдельный Царский Павильон (существующий поныне) на Витебском вокзале Санкт Петербурга.
Конструкция пути позволяла выдерживать движение тяжёлых императорских поездов на больших скоростях. Императорский путь был проложен в нескольких метрах от уже существующих путей Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги до 16 й версты, где резко уходил направо в сторону деревни Б.Кузьмино. Построенный путь получил имя "Императорский" и 6 декабря 1902 года был окончательно принят в эксплуатацию. К моменту постройки III пути на станции Царский павильон было несколько путей подходящих к деревянному вокзалу с разных сторон с 4 стрелочными переводами, 2 казармы железнодорожного батальона с вспомогательными службами, паровозный поворотный круг диаметром 20 м, сторожевые и стрелочные будки.
Уже в 1908 году появился проект реконструкции всей станции. Она была значительно расширена и усовершенствована. О размерах станции можно судить по количеству путей : автомобильная дорога Александровская - Б.Кузьмино пересекалась 7 путями, а количество стрелочных переводов достигло 21. На станции появились новые пассажирские и товарные платформы, паровозные сараи, увеличено количество казарм. К станции были проложены 2 новые дороги: тенистая Липовая аллея от Александровского дворца (всего около километра) и шоссейная дорога (нынешний Академический проспект) вдоль ныне демонтированных железнодорожных путей в сторону центральной части Царского Села.
Движение любых поездов, кроме императорских, по новому пути было воспрещено. Все стрелки и искусственные сооружения охранялись 1-м Императорским железнодорожным батальоном. Батальон (позднее полк) отвечал за охрану, эксплуатацию и ремонт дороги, а тягой занималась Варшавская - казённая дорога. После Октябрьской революции Императорский путь был разобран, в паровозных сараях был создан Пункт ремонта паровозов (сейчас это «Царскосельский завод – София»), а станция в 1918 году была переименована в Павильон Урицкого.
Во время Великой Отечественной войны вокзал оказался на линии фронта и сильно пострадал. После войны в павильоне расположились общежития завода, а после 1970 года здание вокзала было окончательно расселено и пустовало. За прошедшие с окончания войны годы заметных попыток его восстановления или хотя бы консервации не предпринималось. Теперь на месте поворотного круга - помойка студенческих общежитий, а на месте императорского пути в пределах города Пушкина - жилая застройка. В 2009 - 2011 г.г. от станции Купчино до платформы 21 км по старой насыпи III пути была проложена новая узкоколейка «Малой Октябрьской (Царскосельской) железой дороги». Печально, но погибающее здание вокзала в Пушкине для ОАО «РЖД» в рамках этого проекта осталось незамеченным, видимо современной железнодорожной администрации история не столь интересна.
Подробно с историей строительства отдельной Царской железнодорожной ветки и мостов на ней можно ознакомиться в «Открытиях дилетанта» на странице Фёдора Рагина в его ЖЖ.
В марте 2009 «Царский павильон», в результате торгов в Фонде имущества Петербурга, на 49 лет перешёл в частные руки. Победитель получил здание за символические 30 тыс. рублей в месяц с дополнительным условием инвестировать в полуразрушенный памятник не меньше 100 миллионов рублей. Вероятное будущее «Царского павильона» - жалкое существование в качестве мини-отеля или пафосного ресторана с интерьером в имперском стиле. Отчётливо ясно, что на вокзале, с которого отправилась в свой последний путь императорская семья, никогда уже не загудят гудки паровозов, не загремит маршем военный оркестр и даже участь провинциального музея ему заказана. Такое время господа, жаль…
P.S. С момента продажи здания вокзала прошло уже 4 года, а оно так и стоит за синим покосившимся забором, служа украшением въезда на автомобильную парковку, устроенную на месте бывшей станции. Как и раньше, доступ в здание Императорского вокзала открыт для всех желающих приобщиться к руинам истории, внутри здания не исчезает перманентная помойка и запах общественного туалета, на стенах появляются свежие росписи и т.д. P.S.S. В октябре 2013 года гражданами Пушкина начат сбор подписей под петицией о передаче здания царского вокзала государственному владельцу с приспособлением под музей или выставочный зал. Ознакомиться с содержанием петиции и поддержать ей, можно перейдя по ссылке на баннере внизу страницы.