Станция Царский павильон
Если задаться вопросом, сколько в современном городе Пушкине железнодорожных вокзалов – ответ на этот вопрос, наверное, может кого-то удивить.
Потому что вокзалов в черте города – два, но железнодорожные пути подходят лишь к одному из них…
А тем временем, странный вокзал без путей (Академический пр. д.31) – это составная часть станции Царский павильон, не существующей c послевоенного времени.
Как следует из названия станции, она предназначалась для Императорской фамилии, проживающей в начале 20 века в
Александровском дворце Царского Села.
По ней же прибывали почётные иностранные гости,
а во время Первой Мировой войны – и санитарные поезда, доставлявшие раненых в госпиталь
Фёдоровского городка.
Здание вокзала, ныне стыдливо прикрытое синим металлическим забором, было построено в 1912 году по проекту архитектора Покровского
на месте сгоревшего в 1911 году деревянного павильона.
Новый каменный вокзал был выполнен в едином ключе с постройками возведённого позднее Фёдоровского городка, в неорусском стиле.
К вокзалу примыкала длинная дощатая пассажирская платформа под полукруглым навесом, визуально похожая на существующий дебаркадер
Витебского вокзала. На торжественных встречах почётных гостей на платформе выстраивались лейб-гвардейцы Императора.
Вокзал и станция появились не на пустом месте.
Еще в 1895 году, для приема Императорских поездов, прибывавших в Царское Село через ст. Александровская,
была построена станция Царский павильон, имеющая сообщение с Варшавским направлением железной дороги.
В 1900 году для удобства сообщения Александровского дворца с внешним миром и прежде всего со столицей, было принято
решение строить отдельный III путь до Санкт Петербурга, т. к. существующая соединительная ветка была перегружена и неудобна.
Проектирование и строительство заняло два года. За гигантскую по тем временам сумму порядка 4 миллионов царских рублей,
был построен одноколейный путь длиной в 21 версту и отдельный Царский Павильон (существующий поныне)
на Витебском вокзале Санкт Петербурга.
Конструкция пути позволяла выдерживать движение тяжёлых императорских поездов на больших скоростях.
Императорский путь был проложен в нескольких метрах от уже существующих путей Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги до 16 й версты,
где резко уходил направо в сторону деревни Б.Кузьмино. Построенный путь получил имя "Императорский" и 6 декабря 1902 года был окончательно принят в эксплуатацию.
К моменту постройки III пути на станции Царский павильон было несколько путей подходящих к деревянному вокзалу
с разных сторон с 4 стрелочными переводами, 2 казармы железнодорожного батальона с вспомогательными службами,
паровозный поворотный круг диаметром 20 м, сторожевые и стрелочные будки.
Уже в 1908 году появился проект реконструкции всей станции.
Она была значительно расширена и усовершенствована.
О размерах станции можно судить по количеству путей : автомобильная дорога Александровская - Б.Кузьмино пересекалась 7 путями,
а количество стрелочных переводов достигло 21. На станции появились новые пассажирские и товарные платформы, паровозные сараи,
увеличено количество казарм. К станции были проложены 2 новые дороги: тенистая Липовая аллея от Александровского дворца
(всего около километра) и шоссейная дорога (нынешний Академический проспект) вдоль ныне демонтированных железнодорожных путей
в сторону центральной части Царского Села.
Движение любых поездов, кроме императорских, по новому пути было воспрещено. Все стрелки и искусственные сооружения
охранялись 1-м Императорским железнодорожным батальоном. Батальон (позднее полк) отвечал за охрану, эксплуатацию и ремонт дороги,
а тягой занималась Варшавская - казённая дорога.
После Октябрьской революции Императорский путь был разобран, в паровозных сараях был создан Пункт ремонта паровозов
(сейчас это «Царскосельский завод – София»), а станция в 1918 году была переименована в Павильон Урицкого.
Во время Великой Отечественной войны вокзал оказался на линии фронта и сильно пострадал. После войны в павильоне расположились общежития завода,
а после 1970 года здание вокзала было окончательно расселено и пустовало. За прошедшие с окончания войны годы заметных попыток его восстановления
или хотя бы консервации не предпринималось.
Теперь на месте поворотного круга - помойка студенческих общежитий, а на месте императорского пути в пределах города Пушкина - жилая застройка.
В 2009 - 2011 г.г. от станции Купчино до платформы 21 км по старой насыпи III пути была проложена новая узкоколейка «Малой Октябрьской (Царскосельской)
железой дороги». Печально, но погибающее здание вокзала в Пушкине для ОАО «РЖД» в рамках этого проекта осталось незамеченным,
видимо современной железнодорожной администрации история не столь интересна.
Подробно с историей строительства отдельной Царской железнодорожной ветки и мостов на ней можно ознакомиться в «Открытиях дилетанта» на странице Фёдора Рагина в его ЖЖ.
В марте 2009 «Царский павильон», в результате торгов в Фонде имущества Петербурга, на 49 лет перешёл в частные руки.
Победитель получил здание за символические 30 тыс. рублей в месяц с дополнительным условием инвестировать в полуразрушенный памятник
не меньше 100 миллионов рублей. Вероятное
будущее «Царского павильона» - жалкое существование в качестве мини-отеля или пафосного ресторана
с интерьером в имперском стиле. Отчётливо ясно, что на вокзале, с которого отправилась в свой последний путь императорская семья,
никогда уже не загудят гудки паровозов, не загремит маршем военный оркестр и даже участь провинциального музея ему заказана. Такое время господа, жаль…
P.S. С момента продажи здания вокзала прошло уже 4 года, а оно так и стоит за синим покосившимся забором,
служа украшением въезда на автомобильную парковку, устроенную на месте бывшей станции.
Как и раньше, доступ в здание Императорского вокзала открыт для всех желающих приобщиться к руинам истории,
внутри здания не исчезает перманентная помойка и запах общественного туалета, на стенах появляются свежие росписи и т.д.
P.S.S. В октябре 2013 года гражданами Пушкина начат сбор подписей под петицией о передаче здания царского вокзала государственному владельцу с приспособлением под музей или выставочный зал.
Ознакомиться с содержанием петиции и поддержать ей, можно перейдя по ссылке на баннере внизу страницы.