Грот ( Утренняя зала )

С северно-восточной стороны Большого пруда находится павильон Грот, построенный в 1755-1756 годах по воле императрицы Елизаветы Петровны.
Работы по строительству и внутреннему убранству павильона выполнялись итальянцем, надворным советником Росси, по проекту обер-архитектора Б.Растрелли. Грот был построен на берегу и изначально только задняя его стена находилась на суше, а с остальных сторон вода подступала непосредственно к стенам павильона. Императрица Елизавета могла сесть в лодку непосредственно выйдя из Грота, а затем отправиться например на бекасиную охоту.
В Елизаветинское время было модно отделывать несколько комнат во дворцах или отдельные парковые павильоны раковинами и туфом. Была такая комната и в Большом дворце, но из за сырости её уничтожили, а раковинами решено было отделать новый павильон, превратив его в Грот. На его убранство пошло 210 тысяч крупных и почти 300 кг мелких раковин.

В 1770-71гг. уже по указанию Екатерины II и при участии архитекторов В.Неелова и А.Ринальди павильон был перестроен. Грот лишился убранства из раковин, балюстрады со статуями и пристани с будкой, изменилось и его предназначение. В нём разместили коллекцию произведений античного искусства: статуи, слепки, древние надписи и пр., поэтому павильон нередко называли залой «антиков».

До 1791 года в Гроте находилась статуя давно умершего друга Екатерины II - французского философа Вольтера, работы Ж.Гудона. Однако после того, как в Париже начались революционные волнения, участники которых считали Вольтера своим идейным вдохновителем, Екатерина II была сильно разгневана на память о своём кумире и его скульптура была вывезена прочь из Грота и долгое время хранилась в одной из комнат Петербургского Старого Эрмитажа, где её в 1831 году обнаружил зажатой среди книжных полок А.С.Пушкин, работающий с архивами над историей Петра I.
Уже в 1780-х годах павильон стали называть Утренним залом. Связано это название с тем, что Екатерина II очень любила вид от Грота и часто по утрам в летние дни занималась в нём делами и читала, а в тёплые вечера ужинала, слушая военную музыку, гремевшую с «Зала на острову».
В царствование Павла, сокровища из Грота были вывезена в Гатчинский дворец и частично в Петербург. Тогда и затерялись следы статуи Вольтера, обнаружили которого только при Александре II.

В начале XX века у пристани перед Гротом в праздник Крещения проводили молебны с водосвятием в присутствии Императорской семьи, а до этого водосвятие совершалось в присутствии Высочайшего двора 1 августа.

При освобождении Пушкина, внутри Грота было обнаружен часовой механизм подрыва, соединённый с двумя 250-килограммовыми бомбами, провода которого тянулись дальше, к заминированному Зубовскому флигелю, Камероновой галерее и Екатерининскому дворцу. Есть доля чуда в том, как оперативно наши саперы перерезали провода к взрывателям и уничтожили подрывников, в противном случае не существовало бы такого понятия как Екатерининский дворец, а в парке вероятно были бы построены санатории и базы отдыха.
В Великую Отечественную войну павильон Грот пострадал незначительно. Сохранились великолепные решетки, рамы и двери, на купольных окнах даже уцелела деревянная резьба XVIII века. С внешней стороны пострадали от снарядов две колонны, а одна сторона балюстрады пристани была разбита, и в 1971 - 1972 годах отстроена по новому проекту в граните.
Сейчас павильон используется для размещения временных выставок.

Адмиралтейство

Живописный ансамбль Адмиралтейства или «Голландии» органично вписан в панораму Большого пруда. Комплекс был построен в память присоединения к России Таврического ханства (Крыма).
Ранее в разных укромных местах сада со времен Елизаветы Петровны существовали деревянный сарай, в котором хранилась шлюпка для прогулок императрицы по озеру и жила команда матросов, а также сарай для водоплавающих птиц. Взамен сломанных сараев В.Неелов возвел каменные здания с фасадами, решенными в готических формах, стилизованных с помощью стрельчатых окон, зубчатых щипцов и парапетов, облицовки красным кирпичом.

Средний павильон служил Шлюпочным сараем, в котором хранились лодки Царскосельской флотилии, состоявшей из разнообразных яликов, трешкоутов. На озере стояли бот и яхта, подаренная великой княгиней Екатериной Павловной брату императору Александру I.
Силуэты судов , украшавшихся разноцветными флагами, в торжественные дни празднично иллюминованные, являлись составной частью пейзажа. Внутри Адмиралтейства находилась модель 75-пушечного военного корабля «Лейпциг», южноамериканская пирога, весла и другое оснащение судов, хранившихся здесь зимой. Второй этаж занимал большой зал, украшенный раскрашенными английскими гравюрами и рисунками из коллекции, привезенной В. Неёловым из Европы.

В 1901 году здесь поместили знаменитый Готторпский глобус , подаренный в 1713 году императору Петру I герцогом Голштинским Карлом Фридрихом в ходе Северной войны. Земной и небесный глобус (диаметром 3,1 м) был изготовлен в 1651-1664 гг. в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн механиком А. Бушем по проекту Адама Олеария. Внутри его размещался стол со скамьями на 12 человек. Во время войны Готторпский глобус был вывезен в Германию, после возвращен и теперь находится в коллекции Кунсткамеры.

Одинаковые боковые павильоны Адмиралтейства - Птичные домики - использовались для содержания птиц - лебедей, фазанов, гусей и уток особых экзотических видов. В двориках и в одном из павильонов имелись бассейны для их зимовки. Александр I во время своих утренних прогулок любил собственноручно кормить птиц, надевая для этого специально приготовленную перчатку. Теперь на озере можно встретить только диких городских уток.
В 1774 году архитектором В. И. Нееловым и инженером И.К. Герардом на берегу Большого пруда возле Адмиралтейства был устроен крытый причал (эллинг) для прогулочных лодок.

Во время войны комплекс Адмиралтейства пострадал незначительно, но коллекция лодок была утеряна, а Готторпский глобус распилен и вывезен. Чтобы демонтировать глобус, немцы разобрали пол шлюпочного сарая и вытащили его по частям.
Уже к 1954 году фасад Адмиралтейства был восстановлен, но по прямому назначению комплекс уже не использовался.
В настоящее время, центральный корпус приспособлен для размещения временных выставок, в бывших птичниках работают ресторан «Адмиралтейство» и кафе, а в левом крыле павильона «Адмиралтейство» действует Информационный центр музея.