Вечерний зал

Павильон Вечерний зал находится у границы Екатерининского парка, рядом с Подкапризовой дорогой. Здание было построено в 1794-1800 годах по проекту Петра Неелова. Первоначально, фасад был оформлен оригинальными колоннами с капителями в виде "пальм со стволами, сделанными из бревен, обитых жестью, с кронами". Современный фасад в стиле классицизма появился в 1810—1811 г.г., после перестройки по проекту архитектора Л. Руска.

Внутренняя планировка Вечернего зала представляет собой прямоугольный Большой зал и два небольших кабинета, расположенных по его сторонам. Стены Большого зала были облицованы искусственным мрамором, утраченным в годы Великой Отечественной войны. В начале XX века павильон использовался как концертный зал, а после революции здесь размещался танцевальный клуб и кафе.

Во время войны павильон получил серьёзные повреждения, Большой зал был превращён немцами в конюшню. От всего внутреннего убранства сохранился только плафон центрального зала, реставрированный после войны. В послевоенное время в зале попеременно размещались: лыжная база, реставрационные мастерские, лекционный и выставочный залы.
Последняя реставрация павильона была начата в 2007 году и продолжалась 3 года. Теперь павильон используется как выставочный и концертный зал.

Гранитная терраса (терраса Руска)

Гранитная терраса (терраса Руска) построена в 1810 г. на месте находившейся здесь ранее Катальной горы елизаветинского времени.
Катальная гора располагалась между нынешней Рамповой аллеей и берегом Большого пруда и была уникальным инженерным сооружением для своего времени.
В середине горы по модели Ф.-Б. Растрелли был устроен двухэтажный каменный павильон, от которого в две стороны располагались скаты. Скаты были устроены по верху протяжённого естественного холма, общая длина катальной горы составляла почти 300 метров.

Вместо привычных саней, с горы скатывались в одноместных и двухместных колясках, движущихся по металлическим рельсам. Под скатами помещались механизмы для подъёма тележек наверх, которые приводились в движение лошадьми.
Центральный павильон строился в 1754–1757 г.г, а в 1765 году по проекту В. И. Неелова к горе был пристроен третий скат, ведущий по сваям на остров Большого пруда. В промежутке между скатами располагались карусели, качели и прочие приспособления для отдыха на воздухе.

По образцу царскосельской горы, впоследствии была устроена Катальная гора в Ораниенбауме, от которой сохранился нарядный павильон А. Ринальди. В наше время, принцип катальных гор русских парков возродился в современном аттракционе «американские горки».
В 1795 году Катальная гора была разобрана по причине ветхости, а на её месте начата постройка галереи из пудосткого камня, но не была завершена по причине смерти Екатерины II.
Новый император Павел I, не желая тратиться на продолжение строительства в нелюбимом Царском Селе, приказал разобрать начатую галерею, а все материалы употребить для строительства Михайловского замка.

Уже при Александре I, на месте разобранных Катальной горы и галереи, в 1810 году по проекту архитектора Л. Руска была построена терраса (изначально облицованная известняком), а на берегу Большого пруда была устроена гранитная пристань.
В конце XIX века по проекту архитектора С. Данини терраса была реконструирована и получила гранитную облицовку.
С Гранитной террасы открывается великолепная панорама Большого пруда и ближайших окрестностей парка.

На парапетном ограждении с двух сторон террасы установлены статуи, представляющие собой копии с античных оригиналов. Все они выполнены из меди методом гальванопластики в мастерской И. Гамбургера и установлены здесь в 1850-е гг. - один из ранних образцов применения подобной техники исполнения.
Для получения копии снятую с оригинала гипсовую форму покрывали токопроводящим слоем графита и опускали в ванну с раствором. Первой, мастерской И. Гамбургера в 1848 году была изготовлена скульптура Дискобола, установленная на пристани.

В 2011-2012 годах выполнялись работы по комплексной реставрации террасы. Была восстановлена гидроизоляция, гранитная облицовка очищена и собрана заново, скульптуры заняли свои места.