Орловские (Гатчинские) ворота
На перекрёстке Красносельского (ранее Гатчинского) шоссе и Парковой улицы, у входа в Екатерининский парк возле Башни-руины, расположены величественные мраморные
Орловские (или Гатчинские) ворота,
выполненные в виде триумфальной арки.
Они были сооружены в 1777-1782 гг. по проекту архитектора А. Ринальди на месте временной деревянной триумфальной арки,
оформляющей выезд из дворцового парка на дорогу, ведущую в Гатчинское имение, принадлежащее тогда фавориту Екатерины II - Григорию Орлову.
Императрица почтила своего фаворита прижизненным монументом в честь его заслуг по организации борьбы с эпидемией чумы, свирепствующей в Москве в 1771 году.
Сияющая золотом надпись на аттике ворот со стороны Гатчинской дороги гласит:
«Орловым от беды избавлена Москва».
С парковой стороны приводится более подробное описание:
«Когда в 1771 году на Москве был мор на людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его
просьбе получив повеление туда поехал, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями».
Авторство второй надписи, возможно, принадлежит самой Екатерине II.
В 1781 году арка была превращена в ворота, а спустя шесть лет на Сестрорецких оружейных заводах по проекту архитектора Д. Кваренги для них были отлиты железные створы.
До самой революции у ворот всегда стоял часовой Лейб-гвардии Его Величества гусарского полка. По легенде, некогда Екатерина, недовольная тем, что по ночам с розового поля крали розы,
поставила часовых у особо редких сортов. Минуло много лет, Екатерины не стало, розы давно одичали, а пост всё стоял…
Император Николай I узнав о происхождении этого поста, велел в честь своей Великой Бабки перевести его к Орловским воротам с тем, чтобы часовые назначались только из этого гусарского полка.
Во время строительства Таицкого водовода, под Орловскими воротами проложили подземную трубу,
по которой вода Таицких ключей питала пруды парков и всё Царское Село.
Теперь Таицкий водовод практически выведен из строя и парковые пруды наполняются в основном дождевой и талой водой.
Непродуманное жилищное строительство вокруг жемчужины России - Царского Села, грозит полностью перекрыть естественный приток воды в пруды парков, которые теперь летом уже больше напоминают болото.
Добраться до Орловских ворот из С.Петербурга проще всего на автобусе №287 от метро Московская или на автобусе №378 от ж.д. станции Александровская (электрички с Балтийского вокзала). Карту общественного транспорта по Пушкину можно скачать здесь.
Башня-руина
Башня-руина, построенная по проекту архитектора Ю. Фельтена в 1771-1773 годах, - памятник русско-турецкой войне,
увенчавшейся подписанием в 1768 году Кучук - Кайнарджийского мира.
Монументальная руина высотой 21 метр воспроизводит ушедшую глубоко в землю гигантскую дорическую колонну,
завершённую квадратной площадкой, увенчанную круглым павильоном со стенами, прорезанными стрельчатыми арками и зубчатым верхом.
Башня напоминает развалины старинного крепостного сооружения. Арка у башни служит входом в узкий коридор, где
начинается винтообразный пандус, приводящий на верхнюю обзорную площадку.
На венчающий арку камне высечена надпись:
«На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен 1768 году».
На вершине башни устроена смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на пейзажную часть парка.
К башне примыкают каменные стены, частично скрытые в толще насыпной горы, начинающейся от Готических ворот и плавно поднимающейся ко второму ярусу Башни.
Башня-руина ассоциировалась у современников с руинами античной Греции - колыбели европейской культуры, на
которую «уселась» Турция, символически представленная незначительной в сравнении с башней беседкой наверху.
Во время войны беседка наверху башни была наполовину разрушена, а внутри устроен пороховой погреб.
Реставрация Башни продвигалась медленно и только в 2009 Башня-руина открылась для посетителей. Теперь,
как и в XVIII веке, можно подняться на смотровую площадку и оглядеть Екатерининский парк с необычного ракурса.