Камеронова галерея

«Камеронова галерея» с изящной колоннадой и эффектной террасой с дугообразными спусками в парк является частью сложного ансамбля Терм Камерона.
Общепризнанный мировой шедевр архитектуры строгого классицизма возведен в 1780-1787 гг. архитектором Чарльзом Камероном. Термы выходят к Большому пруду и Рамповой аллее и являются важнейшей композиционной доминантой, связывающей регулярный и пейзажный районы Екатерининского парка.

Ансамбль Терм состоит из двух корпусов и Висячего сада, на уровне второго этажа связанного между собой Зеркальной площадкой перед апартаментами Екатерины II в Екатерининском дворце.
В первом этаже здания находились Холодные бани, устроенные Камероном по образцу римских терм, над ними - Агатовые комнаты, под Колоннадой - жилые помещения для фрейлин. Галерея и Висячий сад предназначалась для прогулок - отсюда открывались самые замечательные виды на парк.

По замыслу Камерона, к окончанию строительства в 1787 г. на Колоннаде были поставлены три колоссальные бронзовые изваяния.
Геркулес Фарнезский и Флора Фарнезская- работы скульптора Ф.Г Гордеева и литейного мастера В.Б. Можалова украсили пилоны лестницы, а в гроте под лестницей находилось бронзовое изваяние спящей Ариадны (или Клеопатры, как считали ранее).
Императрица, воплощая в жизнь свою программу пейзажного сада, в Колоннаде решила собрать коллекцию бюстов, представляя ее как переднюю, ведущую из парка в царские апартаменты. Бюсты подбирались соответственно вкусам Екатерины II, стремившейся окружить себя изображениями героев античного мира и римских императоров для возвышенного интеллектуально-философического времяпровождения на отдыхе и часто показывавшей свою портретную галерею гостям.

Первые бюсты начали появляться через четыре года после завершения строительства галереи. Постепенно, по мере изготовления, бюсты размещали на высоких гранитных постаментах по осям колонн галереи. Колоннада постепенно превращалась в пантеон античных героев и галерею образцов классической скульптуры.
Из современников в галерее были установлены бюсты русского учёного Михаила Ломоносова и главы оппозиционной партии Англии – Ч.Фокса.

С площадки Висячего сада в парк на Рамповую аллею можно спуститься пологим пандусом, также являющимся частью архитектурного ансамбля Терм.
Пандус возведен Камероном позднее основного ансамбля. В 1792 году Екатерина II повелела устроить дополнительный спуск от Висячего сада в Екатерининский парк, по которому она могла бы спускаться вниз на специальном кресле.
Камерон предложил не повторять уже имевшуюся на Камероновой галерее лестницу, а построить пологий спуск, и его предложение было принято.
Перед строительством Пандуса, необходимо было разобрать подходивший прямо к дворцу скат Катальной горы, но разборка затянулась, поэтому строительство пандуса к неудовольствию императрицы долго откладывалось.
В 1793 году Императрица уже могла спускаться по Пандусу прямо с зеркальной площадки в свой великолепный сад, хотя отделка ещё продолжалась.

Первоначально, ось Пандуса не совпадала с направлением Рамповой аллеи и в 1811 году, одновременно со строительством Гранитной террасы, его перенесли на нынешнее место.
По сторонам Пандус украшают сохранившиеся вазы-треножники, установленные В.П. Стасовым в 1826 г. Украшавшие въезд на Пандус гигантские бронзовые вазы были утрачены во время войны.
Посещение Камероновой галереи, как и других выставок в ГМЗ "Царское Село" - платное, а зимой галерея закрыта для посещения.

Холодная баня (Агатовые комнаты)

Идея создания «Античного дома» появилась у Екатерины II ещё в 1773 году. Дом должен был стать главным украшением Английского парка, а по убранству и оформлению походить на дворцы римских императоров. Однако после неудачных переговоров с Европейской академией живописи и поиском исполнителя, способного предложить достойный проект, императрица на время отказалась от своих планов.
В 1779 году выполнение проекта было предложено Ч. Камерону, предложившему несколько вариантов и уже весной 1780 года началось строительство ансамбля царскосельских терм. Это был первый проект Камерона в России, его реализация заняла целых восемь лет (1780—1787).

В проекте Холодной бани архитектор попытался воспроизвести планировку и функциональное назначение римских терм.
В первом этаже были расположены собственно термы: купальный зал, холодная баня, парильня и русская баня с паром. Во втором — шесть богато отделанных комнат для отдыха и развлечений, получивших название - Агатовые комнаты.

Во время войны, в сравнении с остальным сооружениями, комплекс терм практически не пострадал, в нём сохранились подлинные интерьеры екатерининского времени. Долгое время в помещениях Агатовых комнат велись реставрационные работы, которые были завершены лишь в сентябре 2013 года. Теперь открыты все семь залов Агатовых комнат, но реставрация ещё продолжается.

Стоимость посещения Агатовых комнат (2016 г.)

В настоящее время в восстановленных интерьерах Агатовых комнат работает выставка «Агатовые комнаты. Путь к возрождению».
Стоимость посещения выставки:
Взрослые – 300 руб.;
пенсионеры и студенты – 150 руб.;
для посетителей младше 16 лет – бесплатно!

Режим работы Агатовых комнат (2016 г.)

Агатовые комнаты открыты с 10:00 до 18:00 (с 11 апреля по 12 сентября). Выходной день - четверг.
Посещение выставки осуществляется сеансами (каждые 20 минут) в группах по 15 человек.
В дождливую погоду экскурсии не проводятся, будьте внимательны.
В зимнее время Агатовые комнаты закрыты.

О реставрации «Агатовых комнат» подробней можно узнать здесь.

Актуальное расписание работы Екатерининского дворца и выставок музея, можно узнать на сайте «ГМЗ Царское Село»