Кронштадт. Основные сведения

Кронштадт - город со сложной и удивительной судьбой, расположен к северо-западу от Санкт-Петербурга на небольшом острове Котлин в Финском заливе, в 27 км от устья Невы.
Ещё недавно Кронштадт был закрытым военным городом, в котором размещались многочисленные базы Балтийского флота.

Кронштадт местами напоминает Санкт-Петербург - в нём тоже есть своё Адмиралтейство, Летний сад, Гостиный двор и Обводный канал.
В городе более 300 памятников истории, культуры и техники, хотя их и не всегда легко заметить и не все можно свободно посетить.
Так, например, легко можно пройти мимо футштока (уровнемера), установленного в устоях «Синего моста» в Кронштадте, а от него, между прочим, измеряются абсолютные отметки глубин и высот по всей России.

Кронштадт примечателен не только своими гидротехническими и оборонительными сооружениями, прекрасными ансамблями исторических зданий и загадочными фортами, но и природой. В западной части острова Котлин создан уникальный природный заказник «Западный Котлин» с крупнейшим в Санкт-Петербурге массивом чёрноольховых лесов и прекрасными (пустынными) песчаными пляжами.

В конце двадцатого века была построена защитная дамба, которая соединила Кронштадт с северными пригородами Санкт-Петербурга - до этого попасть в Кронштадт можно было только водным путём. В 2011 году была достроена Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга, и Кронштадт получил выход к большой земле с двух сторон.
Теперь регулярное водное сообщение с Кронштадтом отсутствует, по морю в Кронштадт можно попасть только на экскурсионных «метеорах».

В современном Кронштадте проживает около 43 000 человек, но глядя на его тихие улицы, кажется, что гораздо меньше. Город входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как составная часть исторического центра Санкт-Петербурга, хотя и не может похвастаться лоском старшего брата.
Атмосфера Кронштадта будто переносит в ностальгическое советское прошлое, где здания не обезображены рекламой, а улицы не забиты машинами и время течёт неспешно. Ну и безусловно, Кронштадт - город военных и моряков, в котором осталось большое количество закрытых мест, куда гражданских не приглашают.

История Кронштадта

С 1323 года по Ореховскому мирному договору остров Котлин, на котором расположен современный Кронштадт, служил пограничным островом между Россией и Швецией и был безлюден. Позднее, в 1617 году по Столбовскому мирному договору остров отошёл к шведам, получивших контроль над выходом в Балтийское море.

Начало Кронштадту было положено в зиму 1703 -1704 гг., когда на отмели рядом с островом Котлин по приказу Петра I был отсыпан островок и построена небольшая крепость. Военные корабли шведов на зимовку уходили в свои незамерзающие порты, что и определило успешность смелого замысла Пётра I. Крепость стала большой неожиданность для Швеции, вмиг лишившейся прохода к устью Невы, где только – только начиналось строительство Санкт-Петербурга.
18 мая (7 мая по старому стилю) 1704 года новая крепость, наречённая Кроншлотом (коронный замок), вступила в строй. Эта дата и считается днём рождения Кронштадта.

В 1723 г. на острове Котлин была заложена новая центральная крепость - Кронштадт, включающая в себя город и портовые сооружения. Собственно и город на острове тоже назвали Кронштадтом, что буквально означает «город—крепость». Расположение Кронштадта и окруживших его в дальнейшем фортов оказалось настолько удачным, что за всю последующую историю в Невскую губу не прошло ни одно неприятельское судно, а попыток было немало.

С 1720-х годов Кронштадт становится главной базой Балтийского флота, в 1783 г. сюда из Петербурга переводится Адмиралтейство. Для него здесь был построен целый комплекс флотских каменных «магазейнов» - складов, литейный, сухарный, пеньково-прядильный заводы и мастерские для снаряжения кораблей. Весь комплекс Кронштадтского Адмиралтейства на случай пожара был отделен от города Обводным каналом и небольшие суда проходили по нему прямо к складам, где и вооружались необходимым имуществом
С Кронштадтом неразрывно связаны имена многих великих флотоводцев: Макарова, Ушакова, Нахимова, Лазарева, Корнилова и многих других, проходивших здесь службу.

На рейде Кронштадта оттачивались многие виды морского вооружения и техники. В частности на рейде Кронштадта были впервые в мире испытаны донные и плавучие минных заграждения по системе русского академика Б.С. Якоби, остановившие в 1854 году англо-французскую эскадру, а изобретателем А.С. Поповым в 1895 году проведён первый сеанс дальней связи между военными кораблями.
В 1803 году из Кронштадта отправилась первая кругосветная экспедиция под предводительством капитан-лейтенанта И.Ф. Крузенштерна.

Матросы Кронштадта сыграли большую роль в революционных волнениях, выступив против монархии, а затем и против временного правительства. В марте 1921 года гарнизон Кронштадта выступил уже против большевиков и их политики "военного коммунизма", что было сочтено за восстание и жестоко подавлено. После этого все оставшиеся в живых жители Кронштадта (не участвующие в волнениях) были высланы в разные концы страны, а само восстание надолго забыто в истории.

Во время Великой Отечественной войны Кронштадт прикрывал Ленинград со стороны моря, хотя сам находился в блокаде. Несмотря на сильные разрушения от бомбардировок и артобстрелов, в Кронштадте продолжали действовать ремонтная база кораблей Балтийского флота и база подводных лодок. Благодаря артиллерии Кронштадта фашисты не смогли овладеть Ораниенбаумским пятачком, игравшем важную роль в обороне Ленинграда. По льду Финского залива действовала «Малая дорога жизни» связывающая Кронштадт с Ораниенбаумом и Лисим носом.

После войны Кронштадт на долгое время стал закрытым военным городом и лишь в ноябре 1996 г. открылся для свободного посещения, хотя иностранцы получали разрешения на посещение города вплоть до 2000 года.
В наши дни Кронштадт выполняет функции не только военного, но и гражданского Морского торгового порта - в западной части острова Котлин построен новый паромно-перегрузочный терминал. Еще один грузовой причал находится на Кронштадском Морском заводе.

Современный город Кронштадт - один из отдалённых районов Санкт-Петербурга, район очень брутальный и интересный, на знакомство с которым можно потратить не один день.

Бесплатные путеводители по Кронштадту:

П.Столпянский. Путеводитель по Кронштадту: Исторические очерки, 1923 г.

Обложка Этой работой известный краевед, историк и замечательный знаток Петербурга Петр Столпянский продолжил цикл книг о Северной столице. Историко-общественный путеводитель по Кронштадту П. Н. Столпянского впервые был опубликован в Петрограде в 1923 году.

К вниманию читателей представлена заключительная часть обширного исследования, в котором предстаёт не мертвая череда давно прошедших событий и людей, а живое их воплощение в историческом пространстве Санкт-Петербурга. Книги Столпянского погружают в историческую культурную среду, дают эффект реконструкции историко-культурной ситуации и вызывают острое чувство сопричастности ей.

Скачать Историко-общественный путеводитель по Кронштадту
.

Карта Кронштадта с достопримечательностями

Обложка

Что посмотреть в Кронштадте

НИКОЛАЕВСКИЙ МОРСКОЙ СОБОР

Морской собор является главной достопримечательностью Кронштадта. Он был построен в 1901 - 1913 гг. по проекту архитектора Василия Косякова. Архитектура собора напоминает Софийский собор в Стамбуле. Он поражает своим великолепием и блеском, являясь самым крупным морским собором в России. Морской Никольский собор является высотной доминантой Кронштадта (его высота превышает 70 метров), в ясную погоду его купола хорошо просматривается с любой точки Невского фарватера и берега Финского залива.
Морской собор был задуман как храм-памятник всем погибшим морякам. Языком образов Морской собор провозглашал идею возведения воинского служения в ранг духовного подвига, подчеркивая неразрывность его с нравственной чистотой.


ПАМЯТНИК БЛОКАДНОЙ КОЛЮШКЕ

В годы блокады эта маленькая колючая рыбка помогала тысячам людей, жившим в Кронштадте, преодолеть страшный голод.
Это никчемное для ухи создание, в изобилии обитающее возле Котлина, кронштадтцы во время войны вылавливали сачками, потому что через любые сети четырехсантиметровая рыбешка выскальзывала в воду. В условиях страшного голода перемолотые в мясорубке в фарш колюшки казались настоящим деликатесом.
Кстати, колюшка продолжает служить людям и в наши дни. Ее жир применяется в средствах для похудения, для производства линолеума, лаков и пластмассы.


МАКАРОВСКИЙ МОСТ

Подвесной пешеходный Макаровский мост через Петровский овраг, который служил для осушения Петровского дока. Назван в честь адмирала Макарова. Был построен в спешном порядке перед визитом Николая II в 1913 году ко дню открытия Морского собора на Якорной площади. Мост изготовили на Морском заводе - фермы клепали по корабельной технологии и сделали деревянный настил. В 1970-1972 годах заменили на сварные фермы и асфальтовое покрытие, полностью сохранив внешний вид Макаровского моста.


ПЕТРОВСКИЙ ДОК

Строительство дока началось в 1719 г. Закончить планировали к весне 1721 года, однако работы затянулись. Док представляет из себя систему соединённых друг с другом каналов, облицованных гранитом. Работы по облицовке стен начались в 1722 году. После смерти Петра I работы приостановились и были возобновлены лишь в 1732 в царствование Анны Иоанновны. Док был достроен только в 1752 г. при Елизавете Петровне. Длина дока составляет 2240 метра. В нём можно было ремонтировать (или строить) до 10-и больших кораблей единовременно, а так же укрывать флот при плотной осаде с моря.


ПАМЯТНИК ПЕТРУ I В ПЕТРОВСКОМ САДУ

Памятник отлит по модели француза Теодора Жака русским скульптором Пётром Клодтом и открыт 27 июня 1841 года. Здесь Пётр I впервые изображен в полный рост. Прежде делали только бюсты или конные статуи Петра - иначе не достигалось портретное сходство: царь был слишком худощав и тонконог. Чтобы сделать императора воплощением мощи, c позволения Николая I фигура Петра была слегка искажена: сутулость исчезла, а корпус и ноги стали значительно полнее.

Надпись с тыльной стороны памятника:
"Оборону Флота и сего места
держать до последней силы и живота яко наиглавнейшее дело,
Из Указа Государя 1720 г. Мая 18 д.".


КРОНШТАДСКИЙ ФУТШТОК

В 1840 году по предложению гидрографа М.Ф. Рейнеке на каменном устое Синего моста через кронштадтский Обводный канал нанесена черта, соответствовавшая среднему уровню воды Финского залива по наблюдениям 1825-1839 годов. Наблюдения за колебаниями уровня Балтийского моря начались с 1703 года, а с 1707 года в Кронштадте действует футшточная служба. С этой чертой совмещен нуль Кронштадтского футштока, от которого исчисляются абсолютные высоты поверхности Земли, все глубины морей на навигационных и топографических картах, космические высоты. С 1898 года в специальном павильоне с колодцем у синего моста работает автоматический самопишущий прибор-мареограф, фиксирующий изменения уровня воды.



Кронштадт

Форты Кронштадта