Краткая история формирования Царского Села (г.Пушкин). Александр I. Планировка нового города.

Александровский период Царского Села отличает имперский размах градостроительных преобразований. Особое внимание император Александр I уделял паркам (в несколько раз расширив их площадь - примерно до 700 гектаров), строительству обывательских домов в городе и благоустройству крестьянских усадеб императорской вотчины.
Царскосельскую дорогу при нем украсил парадный архитектурный ансамбль из пяти декоративных фонтанов - водопоек.
Был создан пейзажный Новый парк, получивший впоследствии имя своего августейшего создателя – Александровский парк. Садовый мастер Ф.Ф. Лямин в 1820 г. начал работы по планировке пейзажного Баболовского парка, композиционно и территориально связанного с Екатерининским и Александровским.

Кварталы обывательской застройки, распланированные архитектором В.И. Гесте, придали облику города Царского Села композиционную завершенность и целостность.
В 1811 г. учреждается Царскосельский императорский лицей, где учился великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, чьим именем теперь назван город.
В 1819 г. по приглашению Я.В. Захаржевского начал составлять летопись Царского Села профессор истории Казанского университета Илья Федорович Яковкин.
При самом непосредственном участии Александра I город приобрел регулярную планировку, сохранившуюся до настоящего времени. Преобразования начались с Именного указа императора Сенату от 29 августа 1808 г. «О соединении города Софии с Сарским селом, с приложением указа, данного Министру Внутренних дел о распоряжениях касательно строения города Сарского села». В нем в частности говорится:

«Со времени учреждения Санкт-Петербургской губернии уездного города Софии население и построение его имело столь мало успеха, что и на будущее время никакой надежды в том не усматривается. Того ради Мы, признав за благо город Софию соединить с Царским Селом, Повелеваем:
1. Сей соединенный город именовать отныне город Сарское село, или София.
2. Уездные Присутственные в Софии места перевесть в город Сарское село;

6. Город Сарское село разделить на две части и каждую часть на два квартала …

Василий Иванович Гесте, или Уильям Хейсти (1755-1832), по плану которого в 1808 г. начали строительство первых зданий на казенный счет, а также перемещение городских учреждений и обывательских домов из Софии, занимал должность городского архитектора Царского Села в 1808-1832 гг.
Архитектор и инженер, британский подданный, уроженец Шотландии, Гесте прибыл в Россию в 1784 г. в составе группы мастеров по приглашению Ч. Камерона. В первые годы царствования Александра I зодчий работал на строительстве Ижорского завода в Колпино, а с 1805 г. возводил первые чугунные мосты в Петербурге на реке Мойке.

Царскосельское дворцовое правление в 1799-1811 гг. возглавлял Алексей Иванович Леонтьев. В 1808 г. Леонтьеву также передали дела по руководству городом и полицией Царского Села.
Преобразования в городе, прерванные Отечественной войной 1812 г., продолжились после окончания военных действий в Европе и возвращения Александра I из Парижа. Город София, сохранив свое первоначальное название, продолжал существовать в качестве особой территории Царского Села, приспособленной для размещения воинских казарм вернувшейся из заграничного похода гвардии.

По указу императора в 1816 г. выходцами из герцогства Бергского в Царском Селе основана немецкая мануфактур - колония Фриденталь.
Исходные положения, на основе которых развернулось в 1808 новое устройство города, содержались в адресованном А.Б.Куракину именном указе Александра I:

«Князь Алексей Борисович! указом Моим, Правительствующему Сенату вместе с сим данным, присоединив город Софию к Сарскому селу под наименованием: город Сарское село, или София, Я Повелеваю вам:
устроение сего новаго города учредить под наблюдением вашим на следующих положениях:
1. По предварительному плану расположив в сем новом городе площади, улицы и проч., приступить к переселению в оный жителей настоящаго города Софии.
2. Чтоб сколь можно облегчить сие их переселение, домы по предначертанному плану и фасаду построить им на счет казны …
4. Домы и другия строения, ныне в Сарском селе находящиеся и кои будут препятствовать приведению в действие новаго городу плана, перенесть на другия по плану сему места, также на счет казны…»

Проект архитектора В.И. Гесте охватывал территорию обывательской застройки, которая, согласно указу императора, получила наименование 1-й и 2-й частей. Старая дворцовая слобода, по плану 1808 г. отнесенная к 1-й части, подлежала урегулированию и упорядочению. Предстояло заново распланировать 2-ю часть, ее первое время называли «Новыми местами».
Улицы разметили по «предначертанному плану», вероятно, в том же 1808 Г. Кварталы разделили на прямоугольные участки - места со сплошной нумерацией и эти номера по городскому плану присвоили им «Навечно», в отличие от полицейских и уличных номеров.
В 1810 г. в Царском Селе уже имелось двадцать восемь новых домов. Всего мест было около четырехсот, их номера впервые обозначены на плане Рукавишникова 1810 г.

Город Царское Село, распланированный В.И. Гесте, явился образцом градостроительного искусства периода классицизма. Ему были присущи композиционная завершенность и высокий уровень благоустройства, в его решении ярко воплотился дворцовый характер города, все улицы которого вели к ансамблю Большого Екатерининского дворца. Городское пространство пересекли широкие прямые улицы с открытой перспективой, уходящей в зеленые массивы парков.

Систему регулярных кварталов образовали пять продольных улиц - Малая, Средняя, Московская, Колпинская (ныне - Пушкинская), Магазейная, и четыре поперечных - Церковная, Леонтьевская, Оранжерейная, Конюшенная. Периметр составили улицы Садовая, Набережная, Госпитальная, Бульварная (ныне - Октябрьский бульвар) и Дворцовая.
Императорские парки окружили застройку, составляя вместе с бульваром и каскадом из трех Нижних прудов трапециевидное в плане обрамление города, придающее его облику своеобразие и неповторимость. Один из красивейших бульваров в Царском Селе, созданный по проекту В.И. Гесте садовым мастером Ф.Ф. Ляминым, связал парки императорской усадьбы с планировкой города в целостную архитектурно-ландшафтную композицию.
Гесте предполагал организовать несколько площадей, чей характер складывался постепенно, по мере устроения города по новому плану.

Назначавшаяся «для одной красоты» полукруглая площадь перед Новым (Александровским) дворцом сразу же вошла в расширяющийся парк. Об этом замысле напоминает в настоящее время плавная линия его границы. Александровский парк, дугообразным выступом вдающийся в застройку двух кварталов, формирует очертания Дворцовой улицы на участке между Малой и Магазейной.

В первые годы работ по осуществлению городского плана не вполне определилось назначение небольшой Знаменской площади, образовавшейся между оградой церковного сада и Средней улицей. Она издавна использовалась для остановки карет, прибывающих к Екатерининскому дворцу, ярмарка и прочие торги размещались здесь временно. По указанию императора в 1817 г. этот относительно небольшой участок архитектор А. Менелас присоединил к саду, ныне известному как Лицейский, и обнёс его оградой.

Площадь, ограниченную Московской, Колпинской, Госпитальной улицами и Торговым переулком, разместили у нового въезда в Царское Село с юга, куда было запланировано перенести Московскую дорогу. Называлась она Торговой, была замощена камнем и украшена гранитным бассейном-фонтаном. Долгое время здесь торговали сеном и дровами с возов. На нее ориентирован большой участок Дворцового госпиталя - городской больницы и богадельни, устройству которых Александр I придавал первостепенное значение.
С одной стороны госпиталя находились здания Прачечного двора Царскосельского дворцового правления, отделенные Московской дорогой (ныне - Московский переулок), с другой - Винный, Соляной и Хлебный склады-магазины магазейны). К 1810 г. на площади построили за казенный счёт жилые дома, почту и постоялый двор с харчевней. Это была торговая окраина города. С начала ХХ в. торговлю перенесли на бульвар, к Новой улице, а все пространство площади заняло Реальное училище императора Николая II с обширным садом (Госпитальная ул., 24).

Центром общегородского значения, по проекту Гесте, стала главная площадь с храмом (Соборная), расположенная между 1-й 2-й частями города. Название возникло уже в самом начале планировочных работ. Внешний периметр площади оформили аллеи. Обрамляют площадь четыре улицы, пересекающиеся под прямым углом, образуя восемь расходящихся от площади лучей. Ансамблевый принцип был положен в основу формирования построек по сторонам, проекты которых Гесте составил в 1809 г.
Это Гостиный двор на Московской улице, Присутственные места с казенными домами на Оранжерейной улице, Полиция с Ратушей на Леонтьевской улице и Материальный двор на Колпинской улице. В центре предполагалось построить церковь, что и было осуществлено много лет спустя.

Через обе городские площади по продольной оси прошла магистраль городского водопровода с водоразборными бассейнами из гранита. Городской водопровод был важным новшеством автора городского плана. «План водопроводов для продовольствия новой части города Царского Села», разработанный Гесте, император утвердил 6 ноября 1809 г.
Проект Гесте в первую очередь предусматривал водоснабжение новых кварталов между Московской улицей и Кузьминским (Нижним) бульваром. Проточной таицкой водой наполнялись бассейны в Школьно-садовом заведении и на бульваре. Для этого использовалась Таицкая вода, самотеком поступающая по городу из Кухонного пруда в Александровском парке, магистраль от выпуска в плотине провели к усадьбе Кваренги, где она пересекала Дворцовую улицу в подземной трубе диаметром 2,5 дюйма и далее направлялась в сторону Кузьминских ворот. Соответственно числу кварталов от нее соорудили три ответвления. Их проложили по городу параллельно, по границам смежных домовладений.

Водоразборные бассейны размещались в центре каждого квартала на прямоугольных площадках, где соприкасались все расположенные здесь участки. Верхняя ветка доставляла воду в Дворцовый госпиталь и соединялась с Павловским водоводом. Трубы от нижней ветки проходили на бульвар, его бассейны имели выпуски на городской выгон. Первые деревянные трубы времен Гесте впоследствии заменили керамическими, а затем чугунными. Водоснабжение высоко расположенной части города между Садовой и Малой улицами смогли организовать только в 1887 г. после сооружения водонапорных Орловской и Певческой башен.

Проектом Гесте не предусматривалась главная городская улица. Это компенсировалось наличием центральной площади и разделением планировочной структуры на продольные главные и поперечные второстепенные улицы. Более широкие продольные улицы все окаймлялись палисадниками, по оси Московской устроен бульвар на месте старого пограничного вала дворцовой слободы. Новую планировку города зодчий привязал к Садовой и Средней улицам. Находящиеся здесь казенные каменные здания с крупными габаритами предопределили места расположения новых поперечных улиц и длину городских кварталов.

Старые обывательские места с небольшими деревянными домами подлежали урегулированию на новой основе. Со сносом старых зданий участки постепенно укрупнялись и застраивались соответственно проекту Гесте, причем процесс этот растянулся до середины XIX в. Лишь те постройки, что мешали прокладке новых улиц - Церковной, Леонтьевской, Оранжерейной и Конюшенной - ликвидировались в самом начале.
Новая планировка обывательских участков, распределение построек и их размеры строго регламентировались, каждое домовладение обязательно включало сад, что предусматривалось проектом Гесте. Лицевые дома размещались вдоль улиц по прямой линии с интервалами, оформленными решетками и заборами, за которыми находились сады. Дворы, подразделявшиеся на «чистые» и «чёрные», c отдельно стоящими флигелями и службами, устраивались непременно в глубине участков.

Для желающих строиться в Царском Селе разработали правила, Высочайше утвержденные 16 июля 1809 г. Этот своего рода «Царскосельский строительный устав» дополнял Строительный Устав Российской империи. Правилами приписывался особый порядок застройки, обусловленный тем, что земельные участки отводились на правах Всемилостивейшего пожалования и не подлежали отчуждению из Царскосельской Государевой вотчины, а время строительства ограничивалось двумя годами.
В случае несоблюдения установленного порядка или задержки со строительством участок передавался другому лицу. Царскосельское дворцовое правление имело право разобрать строения, возведенные в нарушение правил, выставив счет нарушителю за разборку. Только по завершении строительства домохозяин получал «Данную» - документ на право владения с указанием номера места по градостроительному плану.

Следует особо отметить, что участки не продавались, а дарились на правах Высочайшего пожалования. Этот порядок лишал домохозяев права «свободно распоряжаться своим достоянием», что, безусловно, накладывало определённый отпечаток на социальный состав населения.
Продать дом, возведенный на свои средства, хозяин мог только с разрешения Царскосельского дворцового правления. Вопреки существующему мнению, представители высших слоев титулованной знати в числе домовладельцев среди горожан Царского Села скорее исключение, чем правило.

Задуманную Гесте «отделку новых улиц и городского бульвара в основном закончили под его руководством к середине 1820-х гг. Строительство новых домов на раннем этапе велось по его же проектам. С 1820 г. применялись проекты архитектора ВЛ. Стасова, а впоследствии В.М. Горностаева. Дома чаще всего возводились деревянные, однако, в их облике воспроизводилась архитектура каменных зданий в стиле классицизма.
В недавнем прошлом эти здания преобладали в городской среде Царского Села. Исключительную нарядность им сообщало богатое резное убранство.
Хрестоматийный образец такой постройки - это возведенный В.М. Горностаевым жилой дом Я.В. Китаева , камердинера императора Николая I, где провел лето 1831 г. величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, благодаря чему здание получило известность еще в XIX в.

Традиции плотницкого мастерства в наши края принесли при Петре I крестьяне – переведенцы:
московские, владимиро - суздальские, вологодские, костромские плотники. Ими были срублены первые царскосельские постройки - Успенский и Благовещенский храмы.

Массовое возведение жилых деревянных домов производилось при Александре I. В 1827 г. в Царском Селе было всего 374 строения, включая Знаменскую церковь, Гостиный двор, Дворцовые конюшни, Лицей, Софийский почтовый двор и т. д. По городскому плану Гесте имелось еще 58 незастроенных мест. В жилой застройке преобладали деревянные дома (253), каменных же насчитывалось всего 25 (при населении в 4136 душ мужского пола).
Среди этих обывательских домовладений - дошедший до нас дом с мезонином в стиле классицизма (1815, архитектор В.И. Гесте, Леонтьевская ул., 18), построенный для смотрителя Таицкого водовода инженера-поручика Франца Каноббио.

Возведённые из дерева здания занимали особое место в творчестве И. Монигетти, знакового Царскосельского архитектора. Зодчий вдохновенно украшал свои многочисленные постройки в Царском Селе узорочьем деревянной резьбы, примером чему может служить резное мавританское кружево балкона его собственного дома па углу Бульварной и Госпитальной улиц (ныне - Октябрьский бульвар, 53). В деревянном доме на Церковной ул., 7 (сгорел и снесён в 2015 году!), находилась мастерская зодчего.
Важное место деревянные здания занимают в творчестве Царскосельского зодчего С.А. Данини, среди них - Амбулатория Царскосельской общины Красного Креста, богатые дачи в Отдельном парке на Павловском и Московском шоссе.

В конце XIX в. возрастает число каменных построек, которыми заменяли деревянные, однако оно так и не стало преобладающим. Облик деревянных зданий Царского Села ничем особенным не отличается от каменных, за исключением основных материалов архитектурного декора, капитальных конструкций и, соответственно, строительных приемов. Главной особенностью всех сохранившихся «Царскосельских деревяшек», обуславливающей их долговечность, являются бутовые ленточные фундаменты, подвалы или даже каменный первый этаж.
В облике же этих зданий воспроизведены основные «родовые» черты каменной архитектуры. Важным приемом оформления поверхности фасадов, покоящихся на известняковом цоколе, является обшивка досками - гладкими или профилированными. Применялась также и штукатурка по дранке, в этом случае здание почти невозможно отличить от кирпичного.

В советские годы эти дома целенаправленно уничтожались, освобождая место для многоэтажной типовой застройки. Однако среди исторических достопримечательностей Пушкина и Павловска еще сохранилось два десятка деревянных зданий являющихся объектами культурного наследия, в большинстве своем - в плачевном состоянии.
При восстановительном ремонте в 1950-е гг. фасады деревянных домов подвергались упрощению: резная отделка частично утрачивалась, историческая обшивка во многих случаях заменялась примитивной современной «вагонкой».
Но ещё более радикально стали подходить к «восстановлению» деревянных домов в посление годы: аварийные дома просто сносятся, а на их месте появляются здания с похожими габаритами и фасадами, но уже из бетона и кирпича...

Продолжение истории формирования Царского Села на следующей странице...