Краткая история формирования Царского Села - продолжение. Елизавета Петровна - Екатерина II - Павел I.

В 1728 г., по завещанию матери, Царское Село унаследовала цесаревна Елизавета Петровна. Долгие годы до ее восшествия на императорский престол поместье продолжало оставаться скромной усадьбой. Как отметил С.Н. Вильчковский : «Единственная роскошь, которую она дозволила себе в этот тяжёлый период жизни в Сарском Селе, была постройка каменной Знаменской церкви.
Следующий период связан с расцветом пышного стиля барокко. Став императрицей, Елизавета в 1742-1761 гг. для украшения парка, перестройки и превращения прежних «хором» в роскошный дворец привлекла лучших архитекторов - М.Г. Земцова, А.В. Квасова, С.И. Чевакинского, обер-архитектора Ф.-Б. Растрелли, садовых мастеров Н. Жирара, К. Шредера, М. Кондакова. Для производства работ ежегодно наряжалась гарнизонная команда в тысячу человек и, сверх того, 3000 человек из полевых полков со штабом и несколькими обер-офицерами.
В 1748 г. для управления Царским Селом из конторы вотчинных дел создана Контора строений и Вотчинное правление. В 1791 г. эти учреждения объединили в одну Царскосельскую контору, и на ее базе в 1801 г. учредили Царскосельское дворцовое правление.

При Елизавете Петровне провели расширение и реконструкцию Старого сада, распланировали Новый сад и возвели новые парковые павильоны. Композиционную ось ансамбля акцентировали павильоны Эрмитаж и Монбижу.
Большое значение императрица придавала проведению Виттоловского водовода, от которого зависело сооружение прудов в парке.
Все больше становилось жителей в дворцовой слободе, распространившейся от Старого сада до современной Малой улицы между Царскосельской дорогой и каскадом из трех Нижних прудов. Здесь проживали придворнослужители, чиновники, духовенство, подрядчики, художники, архитекторы, мастеровые. Облик дворцово-паркового ансамбля дополнили здания на Садовой улице - жилые Кавалерские дома, конюшни, оранжереи. Б.-Ф. Растрелли по повелению императрицы построил для нее два путевых дворца - Среднерогатский на Царскосельской дороге и Белозерский - на дороге в Графскую Славянку и Федоровский посад (оба не сохранились).

Современники восторженно восприняли Елизаветинское Царское Село. Привлекали внимание размеры и сверкающее червонным золотом великолепие императорского «увеселительного с покоями», богато украшенными зеркалами, мозаикой, янтарем, китайской работой, а также охотничий павильон Монбижу и Эрмитаж в «пространном саду».
Следующий период важных преобразований принадлежит царствованию Екатерины II. Совершенствование Старого дворца, устройство нового «английского сада» продолжалось более двадцати лет, до кончины императрицы в 1796 г. За это время возвели Баболовский и Александровский (Новый) дворцы, распланировали пейзажный район Екатерининского парка, соорудили более 50 парковых сооружений: павильонов, памятников, мостов, каскадов, пристаней. Проблему с недостатком воды успешно разрешили при помощи нового водовода - Таицкого.

Чесменская церковь В 1774-1780 гг. императрица прибавила к путевым елизаветинским дворцам Чесменский дворцово -парковый ансамбль на Царскосельской дороге, от которого до настоящего времени сохранились дворец и церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Царскосельскую дорогу от реки Фонтанки украсили двадцать две «верстовые пирамиды» из мрамора. Первую версту отметил мраморный столб с солнечными часами и цифрами, обозначающими расстояние до Царского Села и до Москвы (ныне он находится на углу Московского проспекта и набережной Фонтанки). Последний верстовой столб, сходный по виду с первым, установили с южной стороны Екатерининского парка перед Софийским почтовым двором.

Земли царскосельских крестьян и маймистов окружали дворцово-парковый ансамбль с дворцовой слободой не имея с ними четкого разграничения, и присоединялись к парку или городу при необходимости их расширения. На них были основаны город Павловск (1777) и город София (1780). На формирование облика обоих городов решающее воздействие оказало творчество архитектора Чарльза Камерона, яркого представителя строгого классицизма.

1817. Царское Село и город София Город София и Софийский уезд Санкт- Петербургской губернии вместо Копорского были созданы в 1780 г. указами Екатерины II. Основную часть нового уезда занимала императорская вотчина Село Царское с дворцовой и крестьянскими слободами Кузьминой и Пулковой, а также с деревнями маймистов. Земли уезда полукругом охватывали Петербург с юга, простираясь от Невы до берега Финского залива и от Чесменского дворца до реки Ижоры. На территории будущего города издавна находился военный лагерь и маймистская деревня Дубинки с кирпичным заводом.

Софию называют «идеальным городом русского классицизма», с основания которого Екатерина II начала реформу российских городов. В сущности, это был градостроительный эксперимент, не реализованный во всей своей полноте, но оказавший значительное влияние на дальнейшее развитие Царского Села. Архитектурный замысел характерен для эпохи Просвещения. Город с радиально-кольцевой планировкой должен был красиво обрамлять Екатерининский парк, создавая широкую панораму при обзоре с Камероновой галереи и Башни-руины.
С этой целью город разместили от Адмиралтейства до Гатчинских ворот вдоль границы парка (ныне - Парковая улица), от которой веерообразно расходились улицы. Градостроительную и художественно-архитектурную композицию Софии разработал архитектор Ч. Камерон.

Плану Софии была придана форма части круга, радиусами и границами которой в реальности служили Гатчинская (Красносельское шоссе) и новая Новгородская (Кадетский бульвар), впоследствии «гулевая» Гуммаласарская дорога. С юга город очерчивали вал и ров, за ними находились земли городского выгона, граница которого была проведена параллельно передней линии города и городскому валу.

Улицы шириной в 10 саженей окопали линиями, по углам кварталов поставили столбы, насыпали вал шириной в 2 сажени и ров глубиной 5 футов 6 дюймов. После этого могли проводиться работы по благоустройству города, где улицы были замощены камнем, отличались чистотой и хорошо освещались фонарями. Массовое строительство первых зданий по двум образцовым проектам и моделям домов Ч. Камерона началось в 1782 г.
Софийские Присутственные места с магистратом, думой и ратушей стали первыми в этой местности учреждениями городского и уездного управления. Для Присутственных мест Камерон приспособил построенные ранее нарядные здания Вотчинного правления, которые стояли в центре Софийской площади, в ее глубине, на оси с главным городским собором (Софийский собор).

Большие трехэтажные здания возводили по первой модели Камерона, двухэтажные - по второй модели. Как и в любом уездном городе, здесь имелись Почтовая станция с гостиницей, Константиновская ярмарка, Хлебный, Соляной и Винный магазины. Предполагалось перевести сюда из слободы богадельню, трактир, возвести каменные и деревянные дома для горожан, казармы для Гренадерского батальона с его офицерами и штабом и организовать госпиталь. Промышленность Софии представлял старый кирпичный Дубининский завод.

«Для распространения рукоделия» предназначались новые фабрики - прядильная, полотняная и ткацкая. В соответствии новыми правилами городское кладбище разместили за пределами городской черты - на Софийском выгоне, где архитектор Д. Кваренги в 1785-1790 гг. возвел кладбищенскую церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.
По проектам Ч. Камерона возвели Софийский собор и еще несколько зданий, сохранившихся до наших дней. Парадная линия из фасадов огромных софийских домов высотой в три этажа изломанной дугой охватила пейзажный Екатерининский п арк вдоль Большой Московской дороги. На ее концах стояли Почтовая станция (перед Гатчинскими воротами) и дом фаворита императрицы генерала А.Д. Ланского (напротив Адмиралтейства).

Все обывательские частные и казенные дома из старой дворцовой слободы (села Сарского) подлежали переводу в новый город. На старом месте должны были остаться только два квартала по Садовой улице с Кавалерскими домами и хозяйственным комплексом с фабрикой ассигнационных бумаг.
Предстояло переселиться в новый софийский дом и персонально названному в императорском указе А.П. Кашкину, «главноначальствующему» в Царском Селе. Аристарх Петрович Кашкин много лет работал при императрице и пользовался ее особым расположением. Его командировали к строению Села Царского во главе четырех батальонов еще при Елизавете Петровне в 1749-1752 гг. Почти все время при Екатерине II, он оставался «главным командиром» в Царском Селе, до тех пор, пока не уволился в отставку в преклонном возрасте. Генералу Кашкину при надлежало актуальное и ныне объявление о правилах поведения в Царскосельском парке, которое посетители видели у входа еще много лет спустя:

Ея Императорское Величество Именным Указом за
Собственноручным Своим подписанием Высочайше повелеть
соизволила учинить строжайшее прещение и подтверждение,
чтоб никто в Царско-Сельском саду птиц не дразнил, и как
оных, так и летающих не ловил, и нигде птичьих гнезд не
разорял, не ломал деревьев, не рвал цветов, не портил дорог,
и поставленных канапе и скамей не обваливал, и ничего не
вредил, также расставленных по разным прудам для гуляния
водою судов не портить, и ничего на них не ломать, весел с
собою не уносить, веревок не отрезывать и не отрывать, и к
островам не приставать, под опасением заплаты пени по ру-
блю в пользу птичников или садовников, или же огородников,
которые за тем наблюдать имеют, а кому платить будет нечем,
тот долженствует работать в саду, покуда заработает цену сей
пени; чего для всем и каждому сим и объявляется июня 5 дня 1783 года».

При Екатерине II краткие описания достопримечательностей Царского Села уже включали в географические словари и путеводители.
«Одним из первых увеселительных замков Европы» называл Большой Царскосельский дворец И.Г. Георги.

В четырехлетнее царствование императора Павла дворцовая резиденция временно пришла в упадок, впрочем, сильно преувеличенный его недругами. При нем сокращено финансирование, так же, как и штаты служителей и чиновников. В 1798 г. Павел изъял Село Царское из непосредственного подчинения Императорскому Величеству, передав его в ведение Гоф-интендантской конторы, во главе которой стоял граф Тизенгаузен, обер-гофмейстер. Казенные здания, в частности Манеж и Конюшенный двор, на Садовой улице предоставили лейб-гвардии Гусарскому полку, а в Софии для него построили нoвыe казармы.
Казармы императорской гвардии впоследствии стали существенной составляющей частью исторического облика Царского Села.

Важным начинанием Павловского времени было создание Школы Практического земледелия. Земли между Екатерининским и Павловским парками, выделенные для школы, впоследствии преобразовали в императорский Отдельный парк и Ферму в Павловске.

Продолжение истории формирования Царского Села на следующей странице...