19. Императорский Царскосельский лицей

Императорский Царскосельский Лицей (великокняжеский флигель) занимает протяженное четырехэтажное здание с парадным оформлением со всех сторон и расположен между Садовой улицей и Лицейским садом. Закругленные узкие торцы здания выходят на Дворцовую улицу и Лицейский переулок. Расположенное на сильном перепаде рельефа, оно соединяется аркой - переходом с Церковным флигелем Екатерининского дворца.

Здание возвели на месте церковной рощи в 1789-1792 гг. по проекту архитектора И.В. Неелова. Изначально оно предназначалось для великих княжон - внучек императрицы.
Мысль о школе во флигеле дворца возникла ещё у Екатерины II. Согласно преданию, сам Лагарп, «вольнолюбивый республиканец», приглашённый для воспитания старшего внука Екатерины, набросал проект лицея, но этот план остался только на бумаге.

При Александре I проект создания особой школы по соседству с дворцом возродился. В его детальной разработке приняли участие лица самых противоположных политических направлений, такие как Сперанский, почитатель Наполеона, и реакционный министр народного просвещения Разумовский. В новой школе должны были получить образование великие князья Николай и Михаил, но у старшего брата не хватило смелости настоять перед матерью на их помещение в эту школу.

В 1810 г. великокняжеский флигель передали в ведение Министерства народного просвещения для размещения Императорского лицея. По замыслу Александра I, целью лицея было «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной и составленного из отличнейших воспитанников знатных фамилий».
Через год архитектор В.Л. Стасов приспособил здание для нужд учебного заведения. Он выстроил новое крыльцо главного входа со стороны Певческого переулка и осуществил перепланировку помещений. Этажи связали овальные в плане каменные лестницы, заменившие прежние дубовые в торцах здания.
19 октября 1811 г. состоялась торжественная церемония открытия, и начались учебные занятия. В нижнем этаже поместили лазарет и канцелярию Лицея, на последнем, четвёртом - спальни воспитанников. Здесь располагалась комната N14, обращенная окнами в сад, в которой провёл своё лицейское время А.С. Пушкин. Сам поэт дал стихотворную характеристику комнат, в которых жили лицеисты:

…В монастыре,
При бледном свеч сиянье,
Один пишу к сестре.
Всё тихо в мрачной келье:
Защёлка на дверях,
Молчанье, враг веселья,
И скука - на часах!
Стул ветхий, необитый,
И шаткая постель,
Сосуд, водой налитый,
Соломенна свирель –
Вот всё, что пред собою
Я вижу, пробуждён.

Действительно, всё здесь – и внутреннее убранство комнаток, и садик с церковью Знамения , и глухие стены – напоминало монастырь и оправдывало название «келейка». Притом, лицеисты были строжайше изолированы от своих семей, так как влияние семьи оценивалось как начало, тормозящее развитие воспитанников в надлежащем духе. В течении шести лет лицеистов не отпускали даже в близлежащий Санкт Петербург!
На втором этаже помещались классы младшего курса и общая столовая, на третьем - классы старших воспитанников и парадный Большой зал, где 8 января 1815 г. на экзамене А.С. Пушкин читал «Воспоминания о Царском Селе». В помещениях галереи-перехода над аркой находилась лицейская библиотека, составленная из книг юношеской библиотеки Александра I и собственной
библиотеки Екатерины II.

Само название «лицей» (ликей) напоминало ту рощу бога Ликея, где под древними Афинами была организована загородная школа, в которой читал Аристотель – учитель Александра Македонского. Таким образом, само название царскосельской школы гармонировало со всем античным окружением лицеистов, царскосельские парки сделались «садами лицея», где «безмятежно расцветали» девятнадцать юношей первого выпуска.
Вообще, лицейский быт был теснейшим образом связан с Царскосельскими парками, которые в значительной мере были отданы лицею. На Розовом поле, перед Орловскими воротами, где посаженные при Екатерине розы постепенно дичали, лицеисты играли, как в своём излюбленном уголке. Зимой лицеисты катались на коньках на Зеркальных прудах старого Екатерининского парка, а по отлогим склонам холмов съезжали на салазках к Большому пруду. По вечерам лицеисты бегали на террасу перед дворцом слушать музыку, забегали и в манеж гусарского полка, где его командир В.В. Левашов обучал их верховой езде. Попутно они знакомились с лихими гусарами, казармы которых были расположены у самого Екатерининского парка .

Но главной стихией жизни лицея, конечно, была литература. Среди товарищей образовался кружок поэтов, первенство в котором по праву занял Пушкин. Дельвиг прямо говорил, что лицей – единственное место, где «молодёжь была посвящена на службу музам». Этот кружок и образовал тот «прекрасный союз», который срастался под «сенью дружных муз».

Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, кандидатуру которого утверждал император. Первым директором стал статский советник В. Ф. Малиновский, выпускник Московского университета. Директор был обязан постоянно проживать в здании Лицея и находиться в курсе всех важных дел. На нем лежала персональная ответственность за каждого воспитанника.

В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса — 8 человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 - офицерами армии. В последующие годы интерес лицеистов к военной службе сохранился.
В 1820 г. пожар, вспыхнувший в Большом дворце, охватил и лицейский флигель, причинив ему сильнейшие повреждения. Однако здание восстановили в прежнем виде под руководством архитектора В.Л. Стасова.

Императорским указом от 18 марта 1822 года Царскосельский лицей был передан в ведомство главного директора Пажеского и кадетских корпусов. Таким образом, непосредственное заведование Лицеем перешло к генерал-адъютанту П. В. Голенищеву-Кутузову. Начался новый этап его истории.
Восшествие на престол императора Николая I имело серьезные последствия для российской системы народного образования. По указу от 23 февраля 1829 года Царскосельский лицей перешел к подготовке воспитанников только для статской службы. Кафедра военных наук была закрыта, а вместо ее предметов стали вводить логику, психологию, статистику и географию. Изменилась и организационная структура Лицея. Вместо двух классов по 3 года воспитанники стали обучаться в четырех классах по 1,5 года каждый.

В 1832 г. производилась перепланировка помещений лицея в связи с увеличением числа воспитанников до ста человек и утверждается «Положение о своекоштных воспитанниках Лицея». К 50 казенным воспитанникам прибавилось 50 своекоштных, с платой по 2000 рублей в год за каждого. Обе категории обучаемых имели одинаковые права. За казеннокоштными воспитанниками сохранили привилегию на получение денежного пособия при выпуске.
По новому положению в Царскосельский лицей могли поступать сыновья дворян в возрасте 12-14 лет, обязательно крещеные и с хорошим здоровьем. Предусматривались следующие вступительные экзамены: закон Божий, российский язык, латинский язык, немецкий или французский язык, математика, география и история. Новое положение позволило улучшить качественные характеристики обучаемых и увеличить их число.

В последующие годы внимание императора и высших сановников к Лицею не ослабевало. Лицеисты получали новые льготы и привилегии: похвальные листы и подарки за успехи в учебе, занесение имен лучших учеников на мраморные доски почета, разрешение воспитанникам 4-го класса носить маленькие шпаги, увеличение денежного пособия при выпуске и прочие льготы.
Император Николай I 6 ноября 1843 года подписал Указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Это означало перевод лицея под непосредственный надзор монарха, перемещение его из Царского Села в Санкт-Петербург (в здание Александровского сиротского дома) и переименование в Императорский Александровский лицей. Начались существенные преобразования в организационной, кадровой и учебно-воспитательной сферах, которые превратили Лицей в элитное высшее учебное заведение мирового класса.

После переезда Лицея, в его помещениях, подвергшихся перепланировке, проживали служащие Царскосельского дворцового правления. За зданием, как собственное имя, закрепилось название прославленного учебного заведения.

По просьбе общественности со стороны Большого дворца 26 мая 1899 г. на фасаде Лицея поместили мраморную доску со словами:
«Здесь воспитывался Александр Сергеевич Пушкин. 1811-1817 гг.».

К столетней годовщине Александровского Лицея, торжественно отмечавшейся в январе 1912 г., приурочена вторая мемориальная доска из белого мрамора с надписью:
«В сем здании с 1811 по 1843 г. находился Императорский Лицей».

Национализированное в 1918 г. здание продолжали использовать под жилье. В 1920 г. здесь одну из квартир занимал Н.Л. Анциферов, в 1930-е гг., здесь жил художник К.С. Петров-Водкин, в 1927-1928 гг. - О.Э. Мандельштам.
В период оккупации города здание подверглось разграблению, но не получило значительных повреждений. После освобождения оно было передано Институту русской литературы (Пушкинскому дому) Академии наук. Восстановительные работы выполнялись по проекту архитектора Л. Безверхнего.
В 1949 г. здесь открылся Мемориальный музей Лицей. Последние крупные работы по музеефикации помещений и реставрации производились в 1966-1974 гг.

Мемориальный Музей-Лицей находится по адресу:
г. Пушкин, ул. Садовая, д.2 (возле главного входа в Екатерининский парк), см. карту.


Режим работы Царскосельского лицея

Режим работы мемориального Музея-Лицея:
с 10.30 до 18.00, касса до 17.00.
Выходные дни: вторник и последняя пятница месяца.
Телефон: (812) 476-64-11

Стоимость посещения Царскосельского лицея

Стоимость посещения мемориального Музея-Лицея:
граждане России и СНГ - 150 руб.;
студенты и учащиеся - 60 руб.;
пенсионеры - 50 руб.;
Посетители младше 16 лет - бесплатно!
Видеосъемка – 150 руб.;
Фотосъемка – 50 руб.

В Международный день Музеев 18 мая, в Пушкинский день России 6 июня и в День Лицейской годовщины 19 октября посещение музея - бесплатно!

Продолжение экскурсии по городу на следующей странице...