Знаменская церковь в Пушкине. Краткая история постройки.

Церковь Царскосельской иконы Божией Матери Знамение и окружающий ее Лицейский сад находятся в самом начале Садовой улицы ( г.Пушкин, ул. Садовая, 2а ) возле Большого Екатерининского дворца. Ориентированная строго по сторонам света, она западным фасадом обращена к Дворцовой улице. Православный храм на этом месте существует уже почти 300 лет. Это старейшая постройка города Пушкина, сохраняющая уникальные черты архитектуры раннего петербургского периода.

Строительству Знаменской церкви предшествовало основание в усадьбе двух приходских церквей - (холодной) летней и (теплой) зимней. Приходские дворы находились поблизости, в усадебной слободе, а также и в отдаленных деревнях Кузьминой, Пулковой и Славянке (будущей Графской), где число дворцовых крестьян быстро увеличивалось за счет переселения из внутренних областей России. Екатерина как основательница царскосельской вотчины и усердная помещица занялась устройством православного храма раньше, чем строительными работами по созданию дворца.

Вначале, в 1714-1716 гг. соорудили деревянную (холодную) Успенскую церковь. Церковь разместили вблизи от царских деревянных хором. Внутри она была обтянута холстом, фасады обшиты тесом и побелены, кресты, глава и шпиц на колокольне обиты белой жестью. Эту церковь помогали рубить первые дворцовые переведенцы из вологодских крестьян-плотников.

Через год по окончании Успенской церкви рядом с ней заложили теплую Благовещенскую, строившуюся одновременно с новым дворцом и торжественно освященную 9 августа 1724 г. в присутствии Петра I и Екатерины. Благовещенская церковь также была деревянной, но, сооруженная на каменном фундаменте, утепленная и оштукатуренная внутри, с тесовой обшивкой фасадов, выкрашенных «на вид каменной штукатуренной », имела более представительный облик. В нем выделялись покрытые белым железом купол и верх колокольни, увенчанные позолоченными крестами.

Обе церкви построили, предположительно, по проекту архитектора И.-Ф. Браунштейна, создателя царскосельских каменных палат. При церкви было создано первое учебное заведение - школа «Сарскомызного диакона, в которую императрицей Екатериной, еще при жизни Петра Великого, отдавались дети крестьян и придворнослужителей ее мыз "в научение и присмотр". В помощь диакону дана была надзирательница, обучавшая девочек рукоделию. Благотворительная деятельность прихода началась с основания Екатериной Алексеевной богадельни, содержавшейся на вотчинные доходы. Благовещенская церковь просуществовала недолго - летом 1728 г. она сгорела от удара молнии, но походную церковь Екатерины, которая использовалась в ней для служб - удалось вынести из огня.

Цесаревна Елизавета Петровна, унаследовавшая царскосельскую вотчину от матери, была известна своей набожностью и приверженностью старым традициям. Будучи стесненной в средствах, она все же решилась на строительство приходского каменного храма.
О значении этого события написал С.Н. Вильчковский : «Единственная роскошь, которую она дозволила себе в Сарском Селе за этот тяжелый период своей жизни, была постройка каменной церкви, в которой она намеревалась поместить особо чтимую ею икону Знамения Божией Матери. Но и эта затрата производилась в течение долгих лет и была вызвана тонким расчетом: в век господства ненавидимых всем населением немцев, народ видел, что устраненная от престола дочь Петрова отказывает себе лично во всем, дабы украсить свое имение великолепным храмом для вящего прославления иконы, которою Ее благословил Петр на смертном одре» .

Сообщение из вотчинной канцелярии Елизаветы Петровны о строении в Селе Царском каменной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы с тремя приделами (Святой Великомученицы Екатерины, Святой Праведницы Елисаветы, Святителя и Чудотворца Николая) было подано Святейшему Синоду в 1732 г. Указ императрицы Анны Иоанновны о строительстве Царскосельского храма был объявлен в том же 1732 г.
Заготовление кирпича и других строительных материалов, продолжалось в течение шести лет. 4 апреля 1734 г. Елизавета Петровна повелела приступить к постройке «по объявленным от гезеля Ивана Бланка за рукою его» двум сметам, назначив его же и руководителем работ. Проект церкви, по-видимому, выполнил архитектор М.Г. Земцов, а его детальную проработку осуществил его ближайший помощник и ученик архитектор И. Бланк.

Закладку Знаменской церкви производили в середине мая 1734 г. на месте сгоревшей Благовещенской церкви, в присутствии цесаревны и множества гостей. Торжественная церемония сопровождалась, как это принято в петровское время, пушечной пальбой. Основной объем строительных работ был завершён через два года. Священник Феодор Яковлев Вятский, духовник императрицы, освятил два придела 6 июня 1736 г.
Эти приделы занимали средний неф ныне существующего здания, возведенного на фундаментах сгоревшей церкви. В главной апсиде первоначально разместили престол во имя Святой Великомученицы Екатерины. Для него использовали богослужебные принадлежности и «камчатный» иконостас, спасенные во время пожара деревянной Благовещенской церкви. Второй придел - Святителя Николая Чудотворца Мирликийского, находился над папертью и был связан с хорами, устроенными под колокольней.

В архитектуре 3наменской церкви на этом этапе доминировали черты, восходящие к Петропавловскому собору (1712-1733 гг., архитектор Д. Трезини). Сходство с главным храмом Петербурга проявлялось в объемно-пространственной композиции, устремленном вверх силуэте колокольни со шпилем, а также в очертаниях граненого купола. Во фронтоне помещалась композиция с рельефным изображением сияния и «ока Господня». С богослужебным назначением здания было связано оформление сандриков во втором этаже, которые были украшены лепными изображениями ликов ангелов. Структуру храма можно охарактеризовать и как крестообразную в плане, в общих чертах уподобленную «кораблю».

Строительство в 1736-1738 гг. возглавлял М.Г. 3емцов, закончивший его вчерне. Внутреннюю отделку церкви начали в 1738 г., одновременно исправляя выполненное ранее убранство среднего нефа. По требованию Елизаветы Петровны позолотили сияние в иконостасе и прочие украшения, которые ранее были посеребрены. Тогда же переделали резные фигуры ангелов, держащих над царскими дверями корону, В 1740 г. царскосельские столяры приступили к изготовлению иконостасов для двух вновь построенных приделов.

8 мая 1746 г. освятили боковые приделы: южный - во имя Святой Великомученицы Екатерины, перенесенный из главной апсиды, и северный - во имя Святых и Праведных Захарии и Елисаветы. Работы в главной апсиде закончили через год. Солею и пол алтарной части по Высочайшему указу надлежало обить зеленым сукном, иконостас «прикрыть вновь зеленым глянцовитым грунтом, как сделано в новопостроенных двух приделах и кои иконы не весьма искусно написаны те переписать, так и карнизы ... вызолотить и это сверх нынешнего украшения до резьбы и золочения в приличных местах надлежит во всем исправить».
Большой иконостас шириной в три сажени имел вид ширмы, поставленной с изломами. Царские врата и сень украшала резьба, над ними находился образ «Вечери Тайныя», «вокруг резьба золоченая» овальной формы. В круглых золоченых рамах помещались четыре праздничные иконы («Благовещение Пресвятой Богородицы», «Введение во храм», «Преображение Господне» и «Сошествие Святого Духа» ). На иконостасе имелись резные позолоченные скульптуры шести ангелов и двух. Резное убранство иконостаса включало сияние и императорскую корону с крестом над царскими вратами.

В конце мая 1747 г. с участием императрицы совершилось торжественное перенесение из Петербурга в Село Сарское трехдневным крестным ходом иконы Божией Матери Знамение. Главную святыню храма поместили в верхнем ярусе иконостаса над царскими вратами под осенявшей ее императорской.

Эту икону поднес в 1652 г. царю Алексею Михайловичу святой Афанасий, патриарх Константинопольский. Написанный на деревянной доске древне-византийский образ, представлял собой поясное изображение Богоматери с двумя огневидными серафимами по сторонам и с Предвечным младенцем в медальоне на груди. Размеры ее составляли один аршин пятнадцать вершков длины и один аршин восемь вершков в ширину. В период эпидемии холеры 5 июля 1831 г. икону по желанию прихожан сняли с иконостаса и, по совершении крестного хода вокруг города, установили в отдельном киоте перед правым клиросом.

Чудотворному Царскосельскому образу Божьей Матери Знамение посвящено стихотворение А.С. Пушкина:

В начале жизни школу помню я,
Там нас, детей беспечных, было много,
неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого,
но видом Величавая Жена
над школою надзор хранила строго,
Толпою нашею окружена,
Приятным сладким голосом, бывало,
с младенцем беседует она
Ее чела я помню покрывало
и очи светлые, как небеса,
но я вникал в ее беседы мало.
Меня смущала строгая краса
ее чела, спокойных уст и взоров
и полные святыни словеса ...

С иконой связывают спасение от пожаров Большого Екатерининского дворца в 1820 и 1863 гг. В 1859 г. на ней были написаны еще два изображения - св. Николая Мирликийского и мученицы царицы Александры, соименных святых императора Николая I и его супруги. Эта икона привлекала много паломников. В 1879 г. икону канонизировали как чудотворную.
До окончания строительства Большого Воскресенского храма Знаменская церковь служила постоянной придворной церковью, а ее настоятель Иоанн Авраамиев освящал закладку не только дворцовой, но и других церквей в окрестностях Царского Села.

Чудотворная икона почиталась членами царствующего дома, часто посещавшими Царскосельский храм. От дворца к нему соорудили мостки, обнесенные балюстрадой и покрывавшиеся красным сукном во время Высочайших выходов. Императрица Елизавета предполагала устроить пышный подъезд к храму от Царскосельской перспективной дороги, поручив в 1751 г. архитектору Растрелли сочинить план и фасад каменной колокольни, «дабы оная была в виде триумфальных ворот и под нее б мог быть подъезд на четыре стороны».

Екатерина II присутствовала в Знаменской церкви во все дни храмовых праздников, а также и по некоторым воскресным дням. Она также была щедрой жертвовательницей, неоднократно отпуская средства на украшение и ремонт. В 1772-1773 гг. по ее повелению крыльцо перед папертью оформили четырехколонным мраморным портиком тосканского ордера, что еще более сблизило облик Знаменской церкви с Петропавловским собором. Автором проекта, предположительно, являлся архитектор А. Ринальди, а строительство производилось под руководством архитектора В.И. Неелова.
Балкон над портиком оградила легкая решетка изящного рисунка, в который включены овальные медальоны с позолоченным вензелем императрицы «Е II». Первоначальное окно превратили в балконную дверь с мелкой расстекловкой. Арочный дверной проем получил оформление широким профилированным наличником на импостах.

В 1778 г. производился ремонт ветхих потолков на суммы, отпущенные из Кабинета императрицы. Вероятно, в эти же годы по сторонам приделов устроили крыльца и частично переделали большой иконостас «в стиле возрождения» с белым фоном, сменившим прежний зеленоватый – «глянцовитый» колер. Окружавшую церковь березовую рощу в 1784 г. обнесли каменной оградой с металлической решеткой.
Имевшаяся на плафонах живопись создана при сооружении храма в елизаветинское время и впоследствии лишь подновлялась. Во время ремонтов при Екатерине II, предположительно, в 1770-1780 гг. в оформление могли быть привнесены элементы в стиле раннего классицизма с изменением цветового решения: первоначальную зеленую гамму заменили белой окраской.

Знаменскую церковь в 1840 г. передали Царскосельскому лицею в связи с переводом ее причта в собор Святой Великомученицы Екатерины, ставший главным приходским храмом города. Несколько лет она состояла в ведении департамента военно-учебных заведений.
Здание к этому времени находилось в плохом техническом состоянии. Обследовавшие в 1841 г. постройку военные инженеры отмечали, что цоколь и карнизы вследствие сырости раскрошились, балки сгнили, пол лежит на земле, крыша протекает, внутренняя живопись повреждена. При передаче лицею церковь отремонтировали, при этом вместо цоколя была сделана деревянная обшивка панелями. В связи с повышением горизонтальных отметок территории вокруг Знаменской церкви была сооружена подпорная стенка, защищавшая фундаменты старинного здания от подтопления грунтовыми водами.
Храм недолго принадлежал Лицею, переведенному по повелению императора в 1844 г. в Петербург. В 1846 г. храм передали в ведение придворного духовенства и его иногда называли Мало-Знаменской церковью, в отличие от Большого Воскресенского собора Екатерининского дворца. С этого времени средства на его содержание отпускались Царскосельским дворцовым правлением.

В 1864-1865 гг. осуществили первый реставрационный ремонт под руководством исполняющегодолжность архитектора А.Ф. Видова и его помощника Гунста. В эти же годы Видов отремонтировал колокольню с укреплением конструкций шпиля и построил ризницу и два входных тамбура, тем самым изменив внешний облик здания. Фасады храма окрасили в светло-серый колер, детали- белилами.

При императоре Александре III было решено упразднить престолы в боковых приделах в связи с необходимостью увеличения площади внутреннего пространства небольшого храма, уже не вмещавшего желающих посещать богослужения. Малые иконостасы, по Высочайшему повелению, передали в Реконскую пустынь Новгородской губернии. В 1891-1892 гг., под руководством архитектора А. Ф. Видова осуществили ремонт с частичным расширением приделов и возобновили оформление интерьера, привнеся в него новые черты.
В отремонтированных боковых приделах установили киоты для чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Подобно главному иконостасу, киоты вверху завершались фризом со звездами и сиянием с императорской короной в центре. По сторонам их оформили пилястрами, сплошь покрытыми резьбой, капители пилястров увенчивали резные фигуры ангелов. С левой стороны поместили образ Казанской Божией Матери.
Главная святыня храма - Царскосельская икона Божией Матери Знамение - находилась в правом приделе; к нему Видов пристроил небольшой покой для Высочайших особ с выходом на солею, с отдельным подъездом. Произвели также расширение притвора у входа за счет удлинения боковых приделов до линии западного фасада. Вместо деревянной обшивки нижней части стен Видов запланировал сделать панель из натурального мрамора.

Императрица Александра Федоровна с детьми, особенно почитавшие храмовую святыню, часто посещали богослужения в Знаменской церкви. В годы Первой мировой войны государыня бывала здесь у обедни почти ежедневно, заезжая в церковь по дороге на работу в Дворцовый госпиталь.
Частичная реставрация фасадов и интерьеров проводилась в 1940 г. В 1941 г. архитектор М. Лузин выполнил фотофиксацию фасадов и интерьеров здания и перед уходом на фронт, 23 августа 1941 г. передал материалы фотосъемки в Госинспекцию по охране памятников.

Знаменская церковь оставалась единственным действующим храмом в Царском Селе, в котором богослужения не прекращались после 1917 г. и продолжались во время оккупации вплоть до октября 1942 г. Здание во время военных действий практически не пострадало, но при отступлении захватчики похитили большинство остававшихся в нем икон (включая и Знаменскую икону), богослужебную утварь и даже сняли со стен мраморные панели.

Чудотворный образ Знаменской иконы был возвращён на родину после войны и с 1946 года находится в церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Санкт-Петербурге. В Знаменском храме сейчас находится список (копия) с чудотворной иконы.
Ходатайства местных жителей об открытии храма Ленгорсовет отклонил. В 1946 г. здание еще находилось в ведении Ленинградской епархии, но через год его передали на баланс исполкома Пушкинского райсовета. В 1951 г. здесь разместили центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов.
Тогда же был составлен первый послевоенный акт технического осмотра здания. В нем зафиксировано, что мраморные панели облицовки стен в интерьерах разобраны во время войны, оконные и дверные заполнения частично отсутствуют. В следующем акте, составленном через два года, отмечено, что лепка находится в «ветхом состоянии», резной иконостас полуразрушен, монументальная живопись потускнела, покрыта плесенью, местами облупилась.

В план реставрационных работ на 1953-1954 гг. включили основные работы по восстановлению штукатурки, лепки, росписей, мраморной облицовки стен, ремонт винтовой лестницы. Также предусматривалась реставрация иконостаса. Производство работ планировалось начать после выделения специальных ассигнований, а разработка проекта началась только в 1958 г., его автором был архитектор М.М. Плотников.
Работы на фасадах выполнялись в основном В 1960-1962 гг. Реставрацию с реконструкцией шпиля и архитектурного оформления западного фасада под портиком произвели в соответствии с фиксационным чертежом В.И. Неелова. При этом стремились воссоздать облик здания с ориентацией «на пушкинское время», частично разобрав поздние пристройки XIX в. к западной части приделов.

Здание окрасили в характерный для архитектуры классицизма колер - охрой с белыми деталями. По окончании реставрации здание законсервировали, и некоторое время оно не использовалось. В 1971 г. предполагалось начать реставрацию интерьеров и приспособление их под выставочные цели, но через два года здесь решили разместить научно-реставрационные мастерские. Эти мастерские произвели перепланировку с устройством междуэтажного перекрытия. Окна-люнеты в апсиде расширили с приданием им прямоугольной формы с лучковыми перемычками. Облик фронтона изменили, исказив первоначальную конфигурацию крыши.

В 1991 г. здание возвратили верующим, и церковь была открыта для Богослужений. Одновременно начались реставрационные работы, и после проведённых в 1995–1999 гг. мероприятий по реставрации интерьеров и завершившейся к осени 2005 г. реставрации фасадов, Знаменская церковь снова обрела свой скромный и строгий вид.
Теперь, колокольный звон Знаменской церкви, как и раньше, ежечасно разливается над Царским Селом, создавая городу милый, провинциальный образ.

Статья написана на основе материалов из книги Г.В. Семеновой "Царское Село: знакомое и незнакомое".

Смотрите также : Как добраться до Знаменской церкви.