18. Скрипучая беседка

Увлеченность Екатерины II культурой Китая отразилась в архитектуре целого ансамбля парковых построек, одной из которых является Китайская Скрипучая беседка.
Подобные беседки в китайских садах использовались как чайные домики, павильоны для наблюдения за восходом солнца или даже для рыбной ловли. Последний тип и послужил прообразом уединённой беседки на берегу лабиринта Верхних прудов.
Три флюгера, установленные на ней, при порывах ветра скрипели (скрипят и сейчас) - поэтому беседку стали называть Скрипучей.

Беседка была построена в 1778-1782 гг. по проекту архитектора Ю.Фельтена. Замысел отличался многообразностью и сложностью приёмов: туфовый цоколь, фигурные оконные и дверные проёмы, причудливые капители… От широкого крыльца-террасы главного входа к воде была устроена сужающаяся к низу каменная лестница.
На верху павильона, на разной высоте над центром и по бокам, были расположены три лёгкие беседки, увенчанные жестяными флюгерами в виде китайских знамён.
Яркие фасады раскрашены и расписаны под искусственный мрамор, в отделке использованы позолоченные детали в виде драконов, крыша загнута краями вверх. Внутренние интерьеры тоже были декорированы искусственным мрамором, а к беседкам наверху вели три лесенки.

Скрипучая беседка сильно пострадала во время войны, но была полностью восстановлена к 1956 году .
Реставраторы выполнили большой объем работ по деревянной резьбе, граниту, мрамору, по новым эскизам воссоздали многое из утраченного. Заново были написаны плафоны центрального зала и верхних беседок, сделаны фигурки драконов по углам и водометы в виде драконьих голов. Произвольный набор иероглифов на входных дверях заменили китайской надписью «Добро пожаловать». Усилий реставраторов хватило относительно ненадолго и в 1992 году началась разработка уже нового реставрационного проекта, реализация которого затянулась на долгие годы.

Как и принято в России, восстановление павильона было приурочено к юбилею (300-летию Царского Села) и теперь посетителей парка снова удивляет яркий облик Скрипучей беседки.

19. Большой каприз

Название «Каприза» по легенде произошло оттого, что Императрица Екатерина II, рассматривая сметы на строительные работы в Царском Селе и колеблясь утвердить их, всё же решилась на строительство со словами: «Быть так, это мой Каприз». Впрочем, существует и другое объяснение. У Каприза в Екатерининские времена была гауптвахта и шлагбаум, это был въезд в Царское Село к дворцу. Отсюда же выезжали из Дворцового сада на все главные тракты, по которым Императрица часто каталась во время своего пребывания в Царском Селе. На этом месте она, будто бы, приказывала кучеру, по какому направлению ехать и сама называла эту особенность своим КАПРИЗОМ.

Большой каприз был построен в 1772-1774 годах по проекту архитектора Неелова под наблюдением инженера И. Герарда.
Он представляет собой горку, соединяющую между собой Екатерининский и Александровский парки. Сквозь горку устроены два туннеля с дорогами ведущие в Александровский парк и Китайскую деревню, а наверху установлена беседка в Китайском стиле. В основу замысла всего сооружения в целом, легла гравюра XVII века с изображением одного из существующих в Китае сооружений.

В 1779 году беседка на вершине Большого каприза была повреждена ударом молнии и перестроена уже по проекту архитектора Кваренги в 1786 году. Новая беседка, по указанию Екатерины II, была оснащена диковинным на то время молниеотводом. Посоветовал императрице столь прогрессивный метод защиты, вероятнее всего французский философ Вольтер, с которым Екатерина состояла в переписке и который один из первых во Франции оборудовал свой Фернейский замок системой молниезащиты.

К сожалению, после недавних действий вандалов, беседка Большого каприза ограждена от непомерного восторга разгорячённых алкоголем посетителей высокой решёткой. Решение ГМЗ «Царское Село» весьма спорное, ведь от закрытия прохода в беседку страдает вменяемое большинство.