22. Китайский театр

Разрушенная кирпичная коробка без крыши за железным забором, сегодня мало кому напоминает о когда то великолепном Китайском театре.
Китайский театр (Каменная опера или Оперный дом) как и расположенная рядом Китайская деревня, был создан по проекту Антонио Ринальди. Строительство началось в 1778 году и велось под присмотром И.В.Неелова, который внес в первоначальный замысел некоторые изменения. Сооружение имело вполне обычные европейские черты – внешние архитектурные формы и декор театра отличались относительной простотой, лишь высокая кровля с загнутыми «по-китайски» углами выдавала стремление зодчего создать экзотическую постройку.

Зато внутренне убранство театра отличалось пышностью и нарядностью. Здесь были собраны как подлинные изделия китайского производства, так и стилизованные "под Китай".
Первое представление в Китайском театре состоялось 13 июня 1779 г. - придворный композитор Паизиелло представил Екатерине II, дипломатическому корпусу и «знатному шляхетству» оперу «Дмитрий Артаксеркс». Успех спектакля был так велик, что 16 июня его повторили для тех же зрителей.
Спектакли продолжались, и летом 1780 г. наспех построенный театр уже потребовал «переделки переломанных от осадки стен и от погод оконничных переплетов». После смерти Екатерины II в 1796 году жизнь в театре практически замерла.
Регулярные представления возобновились только 22 июля 1821 г. на именины вдовствующей Императрицы Марии Федоровны. Теперь билеты в театр, кроме придворных, продавались в ограниченном количестве (во избежание тесноты) и простой публике. В следующие годы в театре в основном ставили французские и немецкие пьесы. В 1893 году здесь состоялась громкая премьера пьесы Льва Толстого «Плоды просвещения».

При Николае II наметилось новое возрождение интереса к Китайскому театру. В 1899 г. в стране отмечалось столетие со дня рождения А. С. Пушкина. 27 мая в Китайском театре поэт И. Ф. Анненский на Пушкинском празднике произнес речь «Пушкин и Царское Село».
В 1902 году здесь были даны спектакли для посещавшего Россию с визитом французского президента Эмиля Лубе. Перед приездом президента театр был отремонтирован, а свечное освещение было заменено на электрическое.

В 1908 - 1909 годах под руководством архитектора С. Данини производилась перестройка и капитальный ремонт здания театра.
Были сделаны новые пристройки по сторонам главного фасада, в них разместились фойе и лестницы.
С правой от сцены стороны на втором этаже, была устроена новая Императорская ложа, а примерно в середине здания, со стороны горы Парнас, для царской семьи был сделан отдельный подъезд. Тогда же, деревянные конструкции здания были заменены на металлические, а сцена была переоборудована по последнему слову техники, в частности, был сделан противопожарный железный занавес между залом и сценой.

В 1914-1930 годах Китайский театр пустовал, представления возобновились лишь к лету 1930 года. Среди сооружений Китайского комплекса только Китайский театр сохранял до начала Великой Отечественной войны, созданную еще в XVIII столетии внутреннюю отделку и обстановку, что придавало ему особую стилистическую законченность и целостность.
При обстреле Детского Села в сентябре 1941 года, театр сгорел и с тех пор стоит в руинах. О его восстановлении не ведётся даже речи, что конечно удивительно, принимая во внимание статус музея и города.

P.S. Наконец то в масштабах Александровского парка случилось маленькое чудо – выделены средства и объявлен конкурс на разработку научно-исследовательской, изыскательской и проектной документации на работы по воссозданию Китайского театра. Процедура рассмотрения заявок назначена на 14 апреля 2014 года.
Предполагается приспособление здания для современного использования: создание в нем открытого фондохранилища с полнофункциональным выставочным залом для проведения спектаклей, концертов, симпозиумов, фестивалей.

23. Драконов мост

Возле Китайского театра находится Драконов мост , называвшийся в документах XVIII века мостом "с чудовищными фигурами".
Мост украшают четыре фигуры крылатых драконов на гранитных пьедесталах. Первоначально фигуры драконов были из известняка, ныне существующие - цинковые, были отлиты в 1860 году. Существует добрая старая традиция – положить под лапу дракона монетку. Наутро монетки волшебным образом исчезают :-)

24. Куртина Грибок

Куртина Грибок расположена на территории Нового сада, вблизи выхода из Александровского парка. Её название произошло от формы беседки, существовавшей здесь в XVIII веке и разобранной в XIX веке. Планировка куртины в целом сохранилась:
в центре, на небольшом возвышении, находится круглая площадка, от которой лучами расходятся восемь аллей со скамейками.
Летом, в тени аллей куртины, очень приятно отдохнуть после долгой прогулки.

25. Крестовый мост

На пересечении Крестового канала с центральной аллеей Нового сада, идущей параллельно фасаду Большого дворца, находится небольшой каменный павильон, как бы висящий над каналом - Крестовый мост.
Проект моста был заимствован из популярного в XVIII веке альбома английских архитекторов В. и Д. Хальфпенни: «Сельская архитектура в китайском вкусе».
Пропорции моста, как и его силуэт, безукоризненны, несмотря на небольшие размеры, он монументален и не кажется игрушечным, как на проекте, послужившем для него основой.
Сейчас за этим мостом сохраняется исключительно декоративная функция, но когда то он служил Екатерине II для быстрого перехода с Треугольной площади в куртину Скарпир Верхнего сада и в куртину Китайской деревни.