Арабесковый зал

Арабесковый зал – был первым из воссозданных интерьеров Екатерининского дворца на половине Екатерины II.

Во время Великой Отечественной войны зал подвергся полному разрушению, поэтому после войны на длительное время он был просто приспособлен под бытовые нужды. В этой части дворца попеременно располагались учебные классы и казармы морского училища, база отдыха, ресторан, художественная школа… Арабесковый зал был перекрыт металлическими балками и стал двухэтажным.
Перед началом воссоздания только на то, чтобы убрать лишние конструкции и придать помещениям исторические очертания, ушло два года. Интерьеры Арабескового зала были полностью воссозданы к 2010 году, работа надо остальными комнатами половины Екатерины II ещё в процессе.

Арабесковый зал по праву считался одним из самых ярких парадных залов, оформленных Ч. Камероном в Царскосельском дворце для Екатерины II.
Работу над проектом архитектор начал сразу по прибытии в Царское Село и окончил его в 1781 году. Отделочные работы были завершены к 1784 году, хотя уже в 1783 году Екатерина II начала устраивать приемы в «Арабеске», как она называла этот зал.
До конца ХVIII века на месте Арабескового зала располагалась Четвертая антикамера, декорированная по проекту Ф.-Б. Растрелли. В результате перестройки, антикамера, занимавшая всю ширину дворца, была разделена продольной стеной на две части. Арабесковый зал, как и другие парадные залы дворца, занял часть зала, обращенную окнами на парадный плац с западной стороны дворца.
Зал был задуман автором в строгой классической манере. Его стены украшали роскошные панно с орнаментами (арабески), на которых изображались мужчины и женщины в римских одеяниях, жрицы у жертвенников, мифические чудовища, танцующие грации, амуры и другие сюжеты, что собственно и определило название зала.

В основу плафона, украшающего потолок Арабескового зала, положена тема человеческих добродетелей.
Медальоны, расположенные по кругу, символизируют аллегории мира, удачи, дружбы, приветливости, великодушия, доверия, милосердия и вдохновения. Сюжет центрального медальона напоминает известный мифологический сюжет о Парисе, выбирающего одну из богинь.

Античный миф был переосмыслен в соответствии с идеями эпохи Просвещения как торжество добродетели:
«Красота», «Скромность» и «Терпение» представлены в окружении «Мира», «Патриотизма», «Дружбы», «Приветливости», «Великодушия», «Доверия», «Милосердия» и «Гениальности».