Антикамеры

Стеклянные двери из Большого (Тронного) зала ведут в три антикамеры ( от итал. anticamera — передняя), которые перекликаются с ним по архитектурному решению. Общая площадь антикамер - около 1000 м2. Авторство декора залов принадлежит гениальному архитектору елизаветинской эпохи - Ф.-Б. Расстрелли.
Изначально эти помещения служили для ожидания приёмов и выхода Елизаветы Петровны. Во времена Императрицы антикамер было 5, позднее при перестройке дворца вместо первых двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы. Поскольку в XVIII веке парадная лестница находилась в южной части здания (со стороны Зубовского корпуса), гости приезжающие в Царское Село, первым делом попадали в антикамеры. Причём ожидающие различались по чинам: в первой антикамере ждали аудиенции наиболее знатные посетители, в остальных – рангом ниже...

Первая антикамера отличается значительным размером и обилием резного декора, её убранство самое богатое из всех антикамер дворца.
Объёмно-цветовой акцент создают печи, украшенные изразцами с кобальтовой росписью. Существенным дополнением к пышному барочному убранству антикамер, являются потолки с огромными живописными плафонами на мифологические сюжеты и повторяющийся геометрический рисунок паркета из ценных пород древесины.

В первой Антикамере на плафоне изображена композиция «Триумф Бахуса и Ариадны». Плафон заключён в раму из гербов, амуров и арабесок.
Бахус – римский вариант бога Диониса, греки называли его Вакх, сын Зевса и Фиванской царевны Симелы, бог плодоносящих сил земли, растительности и виноделия, избавитель от забот и печалей. В шествии экстатического характера его сопровождали сатиры, играющие на дудках и вакханки. Ариадна, помогла Одиссею выбраться из лабиринта с помощью клубка ниток, но тот покинул её спящей. Ей на помощь пришёл Бахус, взяв её венец, украшенный драгоценными камнями, он закинул его к звёздам – так она стала созвездием. Бахус легко утешил её и вскоре они поженились.

В Первой антикамере Екатерина II распорядилась устроить театр, где устраивались спектакли и проводились небольшие комнатные балы. Интерьер зала дополняют зеркала в золочёных рамах, расположенных над каминами.
Во Второй антикамере, которую ещё иногда называют «Кавалерской» комнатой, долгое время стояла деревянная горка и гимнастический турникет, предназначенный для игр и развлечений детей Императорской Фамилии.
Во времена Екатерины II здесь проходили игры в мяч и волан, благо место очень даже позволяло, а мебели в антикамере практически не было.
Сейчас середину зала Второй антикамеры занимают столы с характерными образцами сладкого стола "Сахарный партер", который был создан по эскизам Ф.-Б.Растрелли и рисункам XVII в.

Третья антикамера отличается наличием каннелированных колонн с коринфскими капителями и отделкой в стиле классицизма, оформление дополняют четыре мраморных камина. Её потолок украшает плафон «Олимп».
По приказанию Екатерины II в Третьей антикамере был поставлен бильярд, вошедший в моду в 60-е года XVIII века, поэтому её нередко называли Биллиардной.

Из дверей Третьей антикамеры открывается вид на череду отделанных золотом дворцовых апартаментов протяженностью около 300 метров, за пышность и эффектность ещё в XVIII веке названную «Золотой анфиладой».

Нарядный декоративный стиль барокко, был созвучен политическому и экономическому подъёму России в середине XVIII века. Парадные залы служили для представительских функций и возвеличивания императорской власти.

Во время Великой Отечественной войны антикамеры были полностью уничтожены при пожаре во дворце, уцелели лишь редкие фрагменты закопченной деревянной резьбы.
Реставрационные работы в антикамерах начались в конце 1990-х. Мастерством реставраторов к 300-летию Санкт-Петербурга в антикамеры вновь вернулся их былой блеск и великолепие.