Большой зал.

Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — парадный апартамент в стиле русского барокко, созданный в 1752 - 1756 годах.
Двухсветный зал с 13 окнами с каждой стороны, площадью около 1000 квадратных метров, занимает всю ширину дворца.
Летом весь зал пронизан солнечным светом, играющим на позолоте, а вечером зажигаются 696 свечей (теперь электрических) в золочёных бра, расположенных по сторонам от зеркал.
Большой зал предназначался для проведения наиболее важных приемов и торжеств, парадных обедов, балов, маскарадов.
В нём и сейчас периодически проводятся пышные банкеты и балы для солидных заказчиков.

Большой зал, единственный в своём роде, был создан по рисункам Ф.-Б. Растрелли при Елизавете Петровне и до войны практически не менялся. Элементы его богатого декора и теперь создают иллюзию безграничного пространства: чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы галереи, живопись плафона, изображающая по периметру колоннаду, над которой парят фигуры, раскрывает пространство в высоту.
Основные изменения коснулись живописного плафона, украшающего потолок зала.
Первый плафон был написан в 1752 - 1754 годах по эскизу и при участии известного венецианского декоратора Дж. Валериани при помощи А. Перезинотти и русских художников А. и Е. Бельских, И. и П. Фирсовых, С. Иванова, Н. Афанасьева, Б. Суходольского, Г. Козлова, И. Васильева и М. Сергеева.
Плафон состоял из трех самостоятельных композиций, олицетворяющих "Аллегорию России", "Аллегорию Мира" и "Аллегорию Победы". Грандиозный по размерам плафон в сочетании с золоченой резьбой на стенах зала производил чрезвычайно сильное впечатление.

Плафон был демонтирован в 1790-х годах из-за деформации перекрытий зала, а в 1856 - 1858 годах художниками Ф. Вундерлихом и Э. Франчуоли был написан новый плафон "Аллегорическое изображение науки, искусства и трудолюбия", прославляющий технические достижения середины XIX века. Этот плафон просуществовал до Великой Отечественной войны и сгорел во время пожара во дворце.
После войны, во время реставрации Михайловского замка в Санкт-Петербурге были обнаружены считавшиеся утраченными боковые части плафона Валериани — «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы».
Тогда же было принято решение воссоздать плафон Большого зала в первоначальном виде, передав в Екатерининский дворец сохранившиеся части.

Для восстановления центральной части плафона - "Аллегории России", использовались сохранившиеся наброски и описание композиции, сделанные самим Валериани.
Тогда же, по авторским чертежам Ф.-Б. Растрелли и сохранившемуся фрагменту был восстановлен сгоревший во время войны наборный паркет из мореного и светлого дуба.