I и II Выставочные комнаты
В выставочные комнаты можно попасть непосредственно с Парадной лестницы Екатерининского дворца. Прежде здесь располагалась Буфетная, в которой хранилось столовое серебро, белье и посуда для сервировки столов. Экспозиция первой комнаты знакомит с основными этапами создания Екатерининского дворца.
Среди старинных гравюр экспонируется реляция Петра Апраксина императору Петру I от 24 августа 1702 года, в которой впервые упоминается Сарская мыза, на месте которой в дальнейшем возникло Царское Село. Здесь же находится рисунок «Каменные палаты о 16 светлицах», изображающий самый первый Царскосельский дворец, построенный по проекту И. Браунштейна.
В экспозиции представлена сохранившаяся уникальная деревянная модель Царскосельского дворца, созданная А. Квасовым. Она дает представление о несохранившемся архитектурном облике дворца, строительство которого велось до 1748 года, когда «Старый дом» был включен в центральный корпус нового дворца как «Средний дом». Перестроенный дворец состоял из 3-х корпусов, церкви и оранжерейного зала, соединенных между собой галереями. За счет увеличения размеров центрального корпуса дворца удалось создать еще два больших зала и Парадную лестницу. Фасад здания украсили пилястры и фигурный фронтон. Два новых флигеля были соединены А. Квасовым со "Средним домом" деревянными галереями; спустя год они были перестроены в камне С. Чевакинским.
Новый этап в истории дворцового строительства, относящийся ко времени правления Екатерины II, также отражен в выставочной экспозиции. Эскизы, выполненные Ч. Камероном, и довоенные фотографии созданных им личных интерьеров императрицы рассказывают об уникальных по характеру отделки интерьеров, погибших в годы войны и пока не восстановленных. Среди них особой изысканностью декоративного решения отмечались Опочивальня императрицы, Серебряный и Синий ("Табакерка") кабинеты, Арабесковая и Лионская гостиные. Здесь же в комнате выставлены документы, рассказывающие о превращении Екатерининского дворца в художественный музей в 1918 году и о судьбе памятника и коллекций в годы Великой Отечественной войны и оккупации города Пушкина. Экспозиция рассказывает также об организованной по решению Советского правительства эвакуации музейных ценностей Екатерининского и Александровского дворцов, во время которой было спасено около 70 тысяч предметов из музейной коллекции. На авторских литографиях художника В. Васильева изображен город Пушкин, освобожденный от немецких оккупантов в январе 1944 года.
Во второй выставочной комнате отдельный раздел посвящен возвращению к жизни Екатерининского дворца и Екатерининского парка после войны и оккупации. Здесь представлен фрагмент проекта реставрации дворца, эскиз воссоздания живописного плафона Большого зала, сохранившиеся и воссозданные реставраторами старинные изразцы, инструменты резчиков и позолотчиков. На фотографиях - мастера-реставраторы, возрождавшие фасады и интерьеры Екатерининского дворца.
Автор общего проекта восстановления - архитектор А. Кедринский. Фасады здания были восстановлены с максимальным приближением к состоянию XVIII века". Многие позднейшие наслоения, исказившие первоначальный облик памятника, в процессе восстановительных работ были удалены. Для установления первоначального цвета фасада Екатерининского дворца, архитекторы произвели расчистку красочных слоев, установив, к какому времени относятся те или иные наслоения. На стене напротив окон показаны образцы окраски фасада дворца в разные периоды его существования.