Парадная лестница. Начало обзора.

Первое, что видят посетители Екатерининского дворца после прохождение билетного контроля, поднимаясь к парадным залам дворца – это Парадная (или Главная) лестница. До перестройки дворца, предпринятой Екатериной II в 1779 году, Главная лестница находилась в южном флигеле дворца, а в центре дворца располагался роскошный Китайский зал, к которому вели небольшие деревянные лестницы с выходами на двор и сад.

Екатерина повелела перенести Китайский зал на его нынешнее место и сломать одну малую лестницу. Новая парадная лестница (по проекту Ч. Камерона) была сделана из красного дерева и просуществовала до 1860 года, когда на её месте по проекту архитектора И. А. Монигетти была построена роскошная мраморная лестница в стилистике рококо со сквозными резными балюстрадами и фигурными вазами.
В лепной орнамент лестницы были вделаны колоссальные часы и календарь, а так же китайские и японские блюда, на лепных стенных горках расставлялся старинный фарфор. Потолок Парадной лестницы украшали три живописных плафона: в центре – «Триумф Венеры», по сторонам – «Похищение Европы» и «Галатея».
С лестницы можно было пройти на открытые балконы, выходящие на противоположные стороны дворца. С балкона, выходящего на парадный плац, Екатерина II наблюдала проходившие церемониальным маршем полки, возвращавшиеся с парадов или манёвров, а на ступенях крытого подъезда лестницы, образованного этим балконом, устраивалась ложа, в которой присутствовал последний император Николай II во время Высочайших смотров.

Декоративное и живописное убранство Парадной лестницы погибло при пожаре и обрушении перекрытий дворца во время Великой Отечественной войны, но было бережно восстановлено.
Для восстановления плафона, были подобраны полотна, аналогичные оригинальным по стилю и размерам. Центральная картина «Суд Париса» и картина «Юпитер и Каллисто» были получены музеем из коллекции Государственного Эрмитажа, картину «Эней и Венера» подарил дворцу-музею житель Ленинграда.
Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы парадных залов кариатиды были восстановлены по найденным деталям и архивным изображениям. После войны сохранилась часть коллекция фарфора, вывезенной в эвакуацию, а также фрагменты мраморных ваз и балюстрад, обнаруженные среди руин.