43. ИМПЕРАТОРСКИЙ ВОКЗАЛ (СТАНЦИЯ ЦАРСКИЙ ПАВИЛЬОН)

Начав с современного пушкинского вокзала и пробежав вскользь по основным достопримечательностям исторического центра города, путеводитель символически приводит пытливого путешественника к старому царскому вокзалу ( Академический пр. д.31 ), существование которого для большинства туристов остаётся «за кадром».
И это неудивительно, ведь с этого вокзала уже почти сто лет не ходят поезда, от путей не осталось не следа, а здание стыдливо прикрыто синим забором...

Заброшеный вокзал без путей – это составная часть станции Царский павильон, не существующей c послевоенного времени. Станция предназначалась для Императорской семьи, проживающей в начале 20 века в Александровском дворце. По ней же прибывали почётные иностранные гости, а во время Первой Мировой войны - санитарные поезда, доставлявшие раненых в госпиталь Фёдоровского городка.

Еще в 1895 году, для приема Императорских поездов, прибывавших в Царское Село через ст. Александровская, была построена станция Царский павильон, имеющая выход на Варшавскую ветку железной дороги. Существующая дорога была сильно перегружена, поэтому в 1900 году было принято решение строить отдельный III путь до Санкт Петербурга. За гигантскую по тем временам сумму порядка 4 миллионов царских рублей, был построен одноколейный путь длиной в 21 версту и отдельный Царский Павильон (существующий поныне) на Витебском вокзале. Путь проложили в нескольких метрах от ветки Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги до 16 й версты (теперь на его месте одноколейка Детской железной дороги), где он резко уходил направо в сторону деревни Б. Кузьмино. Новый путь получил имя "Императорский" и 6 декабря 1902 года был окончательно принят в эксплуатацию. Движение любых поездов, кроме императорских, по новому пути было запрещено. Все стрелки и мосты охранялись 1-м Императорским железнодорожным батальоном.

К моменту постройки III пути на станции Царский павильон было несколько путей подходящих к деревянному вокзалу с разных сторон с 4 стрелочными переводами, 2 казармы железнодорожного батальона с вспомогательными службами, паровозный поворотный круг диаметром 20 м, сторожевые и стрелочные будки. Уже в 1908 году появился проект реконструкции всей станции. Она была значительно расширена и усовершенствована. К станции были проложены 2 новые дороги: тенистая Липовая аллея от Александровского дворца и шоссейная дорога (нынешний Академический проспект) вдоль ныне демонтированных железнодорожных путей.

Существующее здание вокзала было построено в 1912 году по проекту архитектора В.А Покровского, на месте сгоревшего в 1911 году первого деревянного павильона. Новый каменный вокзал был выполнен в едином стиле с постройками возведённого позднее Фёдоровского городка. Парадные интерьеры вокзала были стилизованы под палаты с тяжелыми каменными сводами. Богатое убранство фасадов и интерьеров отвечало парадно-представительскому назначению, являясь образцом синтеза архитектуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства, в котором удачно сочетались формы древнерусского зодчества XVII в. с характерными для эпохи модерна технологиями строительства и материалами. В рисунке декоративного оформления использовалась российская государственная символика – двуглавые орлы, гербы городов, геральдические сюжеты, древнерусские орнаменты. Императорские покои вокзала были расписаны художником М. И. Курилко знаками зодиака, подобно росписям в палатах любимого загородного дворца царя Алексея Михайловича.

После революции Императорский путь разобрали (очень нужны были рельсы на восстановление главных путей), в паровозных сараях был создан Пункт ремонта паровозов, а станцию в 1918 году переименовали в Павильон Урицкого. Во время Великой Отечественной войны вокзал оказался на линии фронта и сильно пострадал. После войны в павильоне размещались общежития завода, а после 1970 года здание было окончательно расселено и заброшено. За прошедшие годы заметных попыток его восстановления или хотя бы консервации не предпринималось. В марте 2009 «Царский павильон» на 49 лет перешёл в частные руки с обязательством инвестировать в полуразрушенный памятник не меньше 100 миллионов рублей с возможным приспособлением под мини-отель или ресторан…

Но увы, за всё прошедшее время не было сделано НИЧЕГО. Как и раньше, доступ в здание Императорского вокзала открыт для всех желающих приобщиться к руинам истории, внутри здания не исчезает перманентная помойка и запах общественного туалета, на стенах появляются свежие росписи и т.д.
P.S. В октябре 2013 года начат сбор подписей под петицией о возвращении здания царского вокзала государству. Ознакомиться с содержанием петиции и поддержать её можно на сайте democrator.ru.
Больше фотографий заброшенного царского вокзала в Пушкине можно посмотреть здесь.

Продолжение экскурсии по городу на следующей странице...