17. Кавалерские дома
Замыкают перспективу Садовой улицы у Екатерининского дворца, двухэтажные каменные дома, называемые «Кавалерскими». При этом у каждого из них есть и собственное имя: Прачечный, Гофмаршальский, Кабинетский и Штаб-лекарский. Кавалерские дома появились на этом месте одновременно с перестройкой «каменных палат» - будущего Екатерининского дворца. В 1748 году на месте старых «приказчиковых хором» императрица Елизавета Петровна распорядилась построить жилые дома для управляющего Сарским селом и для приезжающих «господ кавалеров». По проекту архитектора Саввы Чевакинского было построено 4 каменных и один деревянный дом (не сохранился).
Одноэтажные дома с мезонинами вдоль Садовой улицы первоначально были однотипными, их объединяла общая ограда. Одинаковый цвет домов с фасадами Екатерининского дворца (зеленовато-голубоватый) подчёркивал их общность с дворцовым ансамблем. Своим видом, они напоминали частные дома типовой застройки Петербурга 40-50-х годов XVIII века, возведенные по «образцовым проектам». По двум Кавалерским домам, не изменившим свой облик ( ул. Садовая д.10, д.12) можно и сейчас оценить давно ушедший вид главных улиц Петербурга середины XVIII века. Позже, в 1784 г., архитектор И.В.Неелов расширил мезонины Кавалерских домов, превратив их в невысокий второй этаж, что ещё больше усилило их сходство со «столичными прототипами». В 1817 г. перед зданиями распланировали уютные палисадники.
Первый от дворца угловой дом ( ул. Садовая д.4), известный как Прачечный (или дом Энгельгарда), первоначально занимала кастелянша (откуда и название дома) императрицы Елизаветы Петровны. В 1811-1816 гг. его перестроил архитектор В.П.Стасов, здание стало Г-образным в плане. В глубине участка возвели флигель, в котором с 1811 г. до своей скоропостижной смерти жил первый директор Царскосельского Лицея - В.М. Малиновский. С 1816 по 1823 гг. директором Лицея был Е.А. Энгельгард, который и «поделился» с домом своим именем.
Козырёк главного подъезда украсил своеобразный герб Лицея - лира в окружении символов мудрости (сова), силы (ветви дуба) и славы (ветвь лавра). Герб на козырьке удивительным образом сохранился до наших дней, хоть и находится в печальном виде. После закрытия лицея, с 1843 г. дом занимал обер - шталмейстер (управляющий придворными императорскими конюшнями). С 1886 года в доме проживал архитектор Дворцового управления А.Р. Бах, известный как автор памятника А.С.Пушкину в Лицейском саду.
Следующий по Садовой улице Кавалерский дом (Гофмаршальский), предназначался для обер-гофмаршала (управляющий дворцами и садами) и гофмаршала двора (управляющий довольствием) Елизаветинского времени. Позднее здание расширили вдвое , а центр фасада выделили треугольным фронтоном. В середине XIX в. здесь размещался Царскосельский комендант дворцовых зданий.
Третий Кавалерский дом (Кабинетский) в начале XIX в. занимала канцелярия Главноуправляющего Царским Селом, в середине XIX в. он был занят унтер-шталмейстером. В начале XX века в доме проживал начальник дворцовой полиции. В послевоенное время дом использовался как коммунальное жильё. Когда в 2013 году здание было выкуплено частным лицом и начата его реставрация, при вскрытии обшивки дома был найден своеобразный клад – завернутый в газеты 1917 г. портрет цесаревича Алексея кисти неизвестного художника.
Четвертый Кавалерский дом (Штаб-лекарский), расположенный на углу Леонтьевской и Садовой улиц, в 1794 г. был «занят вдовой штаб-лекаршею Ромберговой». Но более он известен, другим своим постояльцем – в 1820 г. дом был предоставлен Александром I в распоряжение историографа Н.М. Карамзина, продолжавшего в Царском Селе работу над «Историей государства Российскогого». Известно, что лицеист А.С.Пушкин часто после учебы прибегал к Карамзиным, пользовался книгами из библиотеки хозяина, слышал из его уст многие страницы «Истории...». Здесь же он познакомился с посещавшими хозяина В.А. Жуковским, А.И. Тургеневым, П.Я. Чаадаевым, П.А. Вяземским. В дальнейшем дом занимал военно-походный унтер-шталмейстер, а в начале XX в. был предоставлен семье придворного врача Е.С. Боткина. В настоящее время дом находится в частной собственности и скрыт строительными лесами.