12. Запасной дворец. Дворец бракосочетания №3
После окончания войны с Наполеоном, Александр I от внешней политики обратился к внутренним делам великой страны и остро нуждался в опытных и прогрессивных управленцах. Одним из близких императору соратников был граф В.П. Кочубей, связанный с ним былой юношеской дружбой, основанной на общем увлечении республиканскими идеями. Но время менялось и наступило неизбежное охлаждение: Кочубей был разочарован нерешительностью, половинчатостью, двуличием императора в ряде вопросов, неоднократно просился в отставку и наконец, получил ее.
В 1816 г. у Кочубея умирает девятилетний сын, и всё семейство покидает Россию, опасаясь за здоровье оставшихся детей. Граф, который был «богат и славен», а, следовательно, независим, по возвращении собирался удалиться от дел и император знал о его намерении, но очень не хотел терять важного чиновника. По-видимому, именно желая вернуть графа на службу, Александр I делает Кочубею в это время поистине царский подарок – строит дворец в Царском Селе, недалеко от собственной резиденции. Автором исходной архитектурной идеи выступил сам Александр I, набросав архитектурный эскиз и отдав его на обработку архитектору П.В. Неелову. Очевидно карандашный набросок, приведенный в порядок Нееловым, и явился исходным документом для дальнейшей разработки проекта, который был, как это часто случалась, поручен сразу нескольким архитекторам. В дальнейшем, участие в процессе проектирования принимал А. Менелас, но основное окончательное решение принадлежало архитектору В.П. Стасову.
Для строительства дворца император пожаловал участок между Павловской дорогой и старым Московским трактом, где ещё в первой половине XVIII в. на берегу ручья Вангазя у дороги, ведущей в Графскую Славянку, стояла старая корчма, а после основания Павловска в 1777 г., построили заставу с караульней. Существующее ныне главное здание дворца возвели в 1817-1818 гг., а ещё когда дворец строился, последовало Высочайшее повеление о расширении пожалованного Кочубею участка более чем вдвое. Вернувшись летом 1818 г., Кочубеи сразу поселились в Царском Селе. Их встретил радушный прием императорской семьи, дворец Кочубеев стал средоточием светской, культурной, деловой жизни. Сам Кочубей почти сразу вернулся на службу и к концу жизни (1834 г.) занимал должность министра внутренних дел. Таким образом дипломатический ход императора вполне удался, хотя отношение Кочубея к своей деятельности изменилось - «Он не питал более никаких иллюзий, переписка графа с Александром носила теперь совершенно официальный характер...».
После смерти первого владельца, в 1835 г. дворец выкупается Николаем I у вдовы в пользу наследника, великого князя Николая Николаевича. К совершеннолетию великого князя дворец значительно перестраивается. Именно в это время по сторонам главного входа дворца появляются мраморные скульптуры львов. По окончании строительных работ, в 1859 г. дачу выкупило в казну Министерство Императорского двора, и он официально стал называться Царскосельским Запасным дворцом, служа своеобразной VIP-гостиницей для важных персон. В 1875 году Запасной дворец перешел во владение Великого Князя Владимира Александровича, сына императора Александра II и принадлежал его семье вплоть до 1917 года. С 1910 года за ним закрепилось название Владимирского дворца.
После Февральской революции, покинутый владельцами дворец подвергся разорению. Его попеременно занимали различные комитеты, Советы рабочих и солдатских депутатов, руководящие органы рабоче-крестьянской власти…. В службах дворца располагались агрономические и сельскохозяйственные курсы…
В годы ВОВ дворец очень сильно пострадал, отделка интерьеров была полностью уничтожена. Восстановительные работы провели в 1955-1958 гг., фасадам вернулся первоначальный исторический облик, а здание отдали действительно Дворцу пионеров. Позднее в Запасном дворце была расположена театральная студия ГМЗ «Царское Село», бывшие хозяйственные постройки усадьбы занимал кадетский корпус ФСБ России.
К 300-летию Царского Села во дворце был открыт очень востребованный у жителей района Дворец бракосочетания №3, у порога которого порой так же шумно и пьяно, как и у старой корчмы XVIII века.