Чесменская колонна
Большая
Ростральная колонна
- памятник в честь морских побед и могущества России на море. Колонну называют также Чесменской или Орловской.
Древняя традиция использования ростр (лат. rostrum) в виде архитектурного декора была возобновлена в эпоху классицизма.
Большая (в отличие от малой -Морейской) Ростральная колонна - важная архитектурно-художественная доминанта композиции
Большого пруда, возведена по проекту А. Ринальди, разработанному в 1771 году.
В барельефах и надписях на гранитном пьедестале колонны отражена морская тематика -запечатлены победы русского флота
1770 и 1776 годов - Чесменское и Хиосское сражения, взятие острова Митилины в Средиземном и Эгейском морях.
Сооружение Чесменской колонны затянулось в связи с работами по преобразованию береговой линии тогда ещё 6-угольного
Большого пруда и превращение его в пейзажное озеро, в центре которого было выбрано место для колонны.
Считается, что береговая линия озера напоминает контуры Эгейского моря, а островки символизируют архипелаг, где были одержаны победы.
Строительные работы велись в 1774-1776 гг. под руководством архитектора А.Ф. Виста и каменных дел мастера И. Пинкетти.
Барельефы, ростры и венчающий колонну орел отлиты по моделям скульптора И. Шварца.
Колонну разместили на гранитном основании в виде усеченной пирамиды, поднимающейся прямо из воды. В центральной части
пьедестала была устроена арка, за которой скрыта от глаз каменная лестница, ведущая наверх к площадке с колонной.
В период оккупации г. Пушкина в 1941-1944 гг. скульптура и бронзовые барельефы Чесменской колонны были утрачены,
сохранились лишь отдельные фрагменты. Один из найденных на дне пруда барельефов сейчас лежит на берегу пруда .
Колонну с рострами и орлом реставрировали в 1952-1953 гг., а в 1996 г. были
воссозданы барельефы по проекту архитектора А.А. Кедринского (скульптор В.Г. Козенюк).
Пройти к колонне летом можно только переплыв пруд на пароме (не бесплатно), а зимой никто не мешает дойти до неё
по крепкому льду. Жаль, но подняться к пьедесталу колонны, чтобы прочитать надписи на барельефах- обычно нельзя, лестница закрыта решёткой.
Паромная переправа от павильона «Адмиралтейство» летом работает ежедневно, а от пристани у фонтана «Девушка с кувшином» по пятницам, субботам и воскресеньям.
Обе паромные переправы работают с 12 до 20 часов (касса открыта до 19 часов).
Зал на острову
С первых дней существования Екатерининского парка, на островке, лежащем на середине Большого пруда, была устроена деревянная зала с галереями.
Около 1750 года на её месте по проекту С.И.Чевакинского был выстроен новый, «роскошно отделанный павильон».
От взглядов с «материка» его скрывали высокие, выше крыши берёзы.
В 1794 года остров был увеличен до современных размеров, а здание перестроено архитектором Д.Кваренги в классическом стиле. Павильон, названный – «Зал на острову» , стал выше за счет парапета, фасады и интерьеры лишились пышного декора в стиле барокко. Рядом с залом была построена небольшая каменная кухня для разогревания еды. С берега на остров можно было попасть небольшой лодке (верейке) передвигаемой по канату, позже заменённой пустодонным плотиком.
В екатерининское время павильон служил для музыкальных и танцевальных вечеров во время пышных и торжественных празднеств,
в другое время на острове часто играл военный оркестр, военные марши, в исполнении которого любила слушать Екатерина II, сидя с книгой в Гроте.
Позднее, павильон неоднократно перестраивался и ремонтировался, менялись интерьеры, паркеты, живопись Кваренги была закрашена.
С 1870 года существенных переделок в нём уже не проводилось, в таком виде павильон сохранился до войны.
Во время войны «Зал на острову» сильно пострадал от артиллерийских обстрелов, а в последствии и от разминирования Большого
пруда сапёрами. После войны здание без внутренней отделки было восстановлено, в нём хранились лодки.
Реставрация по проекту архитектора Кедринского была начата только в 1989 году, тогда же была воссоздана и паромная переправа.
Теперь отреставрированный павильон используется в летнее время как концертный зал на 230 человек. Попасть на остров можно на пароме с
пристаней находящихся у Адмиралтейства и возле фонтана «Молочница».
Паромная переправа от павильона «Адмиралтейство» летом работает ежедневно, а от пристани у фонтана «Девушка с кувшином» по пятницам, субботам и воскресеньям. Обе паромные переправы работают с 12 до 20 часов (касса открыта до 19 часов).