Чесменская колонна

Большая Ростральная колонна - памятник в честь морских побед и могущества России на море. Колонну называют также Чесменской или Орловской.
Древняя традиция использования ростр (лат. rostrum) в виде архитектурного декора была возобновлена в эпоху классицизма. Большая (в отличие от малой -Морейской) Ростральная колонна - важная архитектурно-художественная доминанта композиции Большого пруда, возведена по проекту А. Ринальди, разработанному в 1771 году.

В барельефах и надписях на гранитном пьедестале колонны отражена морская тематика -запечатлены победы русского флота 1770 и 1776 годов - Чесменское и Хиосское сражения, взятие острова Митилины в Средиземном и Эгейском морях.
Сооружение Чесменской колонны затянулось в связи с работами по преобразованию береговой линии тогда ещё 6-угольного Большого пруда и превращение его в пейзажное озеро, в центре которого было выбрано место для колонны. Считается, что береговая линия озера напоминает контуры Эгейского моря, а островки символизируют архипелаг, где были одержаны победы.

Строительные работы велись в 1774-1776 гг. под руководством архитектора А.Ф. Виста и каменных дел мастера И. Пинкетти. Барельефы, ростры и венчающий колонну орел отлиты по моделям скульптора И. Шварца.
Колонну разместили на гранитном основании в виде усеченной пирамиды, поднимающейся прямо из воды. В центральной части пьедестала была устроена арка, за которой скрыта от глаз каменная лестница, ведущая наверх к площадке с колонной.

В период оккупации г. Пушкина в 1941-1944 гг. скульптура и бронзовые барельефы Чесменской колонны были утрачены, сохранились лишь отдельные фрагменты. Один из найденных на дне пруда барельефов сейчас лежит на берегу пруда .
Колонну с рострами и орлом реставрировали в 1952-1953 гг., а в 1996 г. были воссозданы барельефы по проекту архитектора А.А. Кедринского (скульптор В.Г. Козенюк).


Пройти к колонне летом можно только переплыв пруд на пароме (не бесплатно), а зимой никто не мешает дойти до неё по крепкому льду. Жаль, но подняться к пьедесталу колонны, чтобы прочитать надписи на барельефах- обычно нельзя, лестница закрыта решёткой.
Паромная переправа от павильона «Адмиралтейство» летом работает ежедневно, а от пристани у фонтана «Девушка с кувшином» по пятницам, субботам и воскресеньям. Обе паромные переправы работают с 12 до 20 часов (касса открыта до 19 часов).

Зал на острову

С первых дней существования Екатерининского парка, на островке, лежащем на середине Большого пруда, была устроена деревянная зала с галереями.
Около 1750 года на её месте по проекту С.И.Чевакинского был выстроен новый, «роскошно отделанный павильон». От взглядов с «материка» его скрывали высокие, выше крыши берёзы.

В 1794 года остров был увеличен до современных размеров, а здание перестроено архитектором Д.Кваренги в классическом стиле. Павильон, названный – «Зал на острову» , стал выше за счет парапета, фасады и интерьеры лишились пышного декора в стиле барокко. Рядом с залом была построена небольшая каменная кухня для разогревания еды. С берега на остров можно было попасть небольшой лодке (верейке) передвигаемой по канату, позже заменённой пустодонным плотиком.

В екатерининское время павильон служил для музыкальных и танцевальных вечеров во время пышных и торжественных празднеств, в другое время на острове часто играл военный оркестр, военные марши, в исполнении которого любила слушать Екатерина II, сидя с книгой в Гроте.
Позднее, павильон неоднократно перестраивался и ремонтировался, менялись интерьеры, паркеты, живопись Кваренги была закрашена. С 1870 года существенных переделок в нём уже не проводилось, в таком виде павильон сохранился до войны.

Во время войны «Зал на острову» сильно пострадал от артиллерийских обстрелов, а в последствии и от разминирования Большого пруда сапёрами. После войны здание без внутренней отделки было восстановлено, в нём хранились лодки.
Реставрация по проекту архитектора Кедринского была начата только в 1989 году, тогда же была воссоздана и паромная переправа.
Теперь отреставрированный павильон используется в летнее время как концертный зал на 230 человек. Попасть на остров можно на пароме с пристаней находящихся у Адмиралтейства и возле фонтана «Молочница».

Паромная переправа от павильона «Адмиралтейство» летом работает ежедневно, а от пристани у фонтана «Девушка с кувшином» по пятницам, субботам и воскресеньям. Обе паромные переправы работают с 12 до 20 часов (касса открыта до 19 часов).