38. Царскосельский Императорский гараж
На противоположной от Католической церкви стороне Дворцовой улицы, в глубине участка, за жилыми домами, находится комплекс зданий бывшего Императорского гаража ( Академический пр. д.2, 4, 6А), одного из первых в России сооружения подобного рода. Первые автомобили, закупленные для императорского двора, появились в Царском Селе в начале 1906 г. К концу году в царском автопарке было уже семь машин (общей стоимостью 100 000 рублей). Растущий парк необходимо было где то содержать, поэтому в том же 1906 г. был построен первый «сарай для автомобилей» (слова гараж еще не было в обиходе).
Место для гаража было выбрано недалеко от Александровского дворца, где Николай I с семьёй проживал постоянно с 1905 г. Первое построенное здание, в стиле английского коттеджа, возвели по проекту С. Данини. На первом этаже гаража разместились боксы, мастерские и каретник, а так же подсобные службы. Второй этаж был отдан под жильё служащих гаража, здесь же размещался на время концертов приезжавший из Петербурга придворный оркестр.
Автомобильное дело в начале XX века было в самом зачатке, ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров, способных управлять и ремонтировать диковинные механизмы. Поэтому с 1906 года в новом здании Императорского гаража открылась первая в России автошкола – «Императорская школа шоферов». В 1908 году штат Императорского гаража насчитывал 26 человек, к 1913 г. – уже 80, и это были лучшие шоферы и специалисты Петербурга. Им платили весьма приличные деньги (в два раза выше средней зарплаты рабочего - 90-100 руб.) и выдавали казенную форму. Кроме того, им полагалось жилье и питание для всей семьи.
В 1908 г. по проекту архитектора В.А. Липского было построено второе здание Императорского гаража. В двухэтажном доме в стиле модерн разместился гараж-резиденция начальника технической службы и личного шофера Императора Николая II - француза Адольфа Кегресса. Здание запоминается сохранившимся барельефом с изображением первых автомобильных гонок, проходивших в те годы в Царском Селе. К 1913 г. Императорский гараж был одним из крупнейших в Европе. В нём были не только личные императорские и свитские автомобили, но и грузовики с автобусами, полевая кухня с тягачом и прицепами, а так же курьерские (фельдъегерские) автомобили.
По проекту архитектора А.К. Миняева в 1913 г. было построено последнее здание комплекса - т.н. Белый гараж. Здание представляло собой единый зал-манеж, в центре которого возвышался трехслойный стеклянный фонарь верхнего света. Гараж вмещал 40 автомобилей и был оснащен по последнему слову техники: электромеханическими подъемными воротами, мойкой высокого давления, электрической системой вентиляции, паровой системой отопления, различным гаражным оборудованием.
После революции всё имущество Императорского гаража было передано автоконюшенной базе. Теперь автомобили возили членов уже нового правительства, а управляли ими порой, бывшие придворные шофёры. Даже личным водителем у Ленина служил некий Степан Гиль, до этого возивший высочайших особ. Комплекс зданий гаража внешне сохранился практически в первозданном состоянии. После Великой Отечественной войны здания передали Аграрному университету и сейчас в них расположены кафедры охраны труда и сельскохозяйственных машин.