35. Египетские ворота
Для въезжающих в Царское Село на автомобиле или автобусе, знакомство с исторической частью города начинается с Египетских (Кузьминских) ворот,
к которым подводит главная городская магистраль – Петербургское шоссе.
Ворота расположены на
круглой площади
у пересечения Дворцовой улицы с Октябрьским бульваром, который до войны являлся границей города.
На землях со стороны С.Петербурга располагалась деревня Большое Кузьмино, полностью уничтоженная во время войны.
С другой стороны, сразу за площадью, начинался Александровский парк, позже несколько сокращённый.
Проект «ворот в полуциркуле против Кузьминской дороги» был разработан архитектором А. Менеласом ещё при жизни Александра I, но реализован уже его братом, Николаем I. Строительство новых ворот стало логичным завершением проложенного вдоль северной границы города Кузьминского бульвара, идею которого Александр I «подсмотрел» в Париже. По замыслу императора, все Царское Село должно было быть окружено бульваром, чтобы выехав из одного конца старого Екатерининского парка, можно было минуя городские улицы объехать весь город и вернуться во дворец через Александровский парк.
Мемориальные Египетские ворота возвели в течении 1827-1830-х гг. Две каменные кордегардии (караулки) в виде усеченных пирамид, украшенные чугунными плитами с рельефами египетской тематики, соединялись решеткой, венчаемой импровизированным шлагбаумом в виде пальмовых ветвей. Цвет окраски панелей ворот воспроизводил цвет камня - песчаника, из которого строились древнеегипетские храмы.
Созданные по мотивам древнеегипетского искусства, Египетские ворота всё же весьма далеки от настоящего Египта и символика на
воротах не несёт какой то особой смысловой нагрузки. В начале XIX века изучение Египта ещё только начиналось.
Пока не были расшифрованы иероглифы, но уже были изданы многотомные труды с зарисовками французских ученых,
сопровождавших Наполеона в египетском походе. Используя эти рисунки А. Менелас скомпилировал рельефы для отделки ворот,
рисунки панелей выполнил художник И.А. Иванов, скульптор В.И. Демут-Малиновский выполнил гипсовые модели для отливок.
После кончины А. Менеласа, строительство завершилось по руководством архитекторов А.А. Тона и К.А. Тона.
Во время Великой Отечественной войны Египетские ворота оказались на линии фронта, дальше которой оккупанты пройти не смогли.
Получившие серьёзные повреждения, они были капитально отреставрированы после 1949 года.
Вплоть до 1987 г. сквозь арку ворот проходила автомобильная дорога, но после того как в одну из караулок врезался грузовик, трассу изогнули вокруг площади.
На островке у ворот сохранилось старое булыжное мощение, напоминающее о историческом облике полотна Царскосельской дороги.
Правда, чтобы рассмотреть его поближе, придётся рисковать жизнью – пешеходного перехода к воротам через дорогу нет.
Памятник А.С. Пушкину у Египетских ворот
О том, что современный Пушкин носит имя великого поэта, гостям города сразу напоминает бронзовый памятник А.С. Пушкину, встречающий гостей у безымянного сквера за Египетскими воротами, на углу Октябрьского бульвара и Дворцовой улицы.
У этого памятника столь же непростая судьба, как и у одноимённого города, да и своё место он обрёл далеко не сразу.
Бронзовая скульптура А.С. Пушкина была создана архитектором В.И. Яковлевым и скульптором Л.А. Берштамом в 1912 году и впервые представлена публике на выставке в Париже. Там её приобрёл последний русский император Николай II и отправил в Россию, где она затерялась на железнодорожных складах. Скульптура пережила царя, монархию, революцию и гражданскую войну, укрывшись от бурь истории на бывшем вокзале царской железнодорожной ветки, где её и нашли сотрудники детскосельских дворцов-музеев. В 1923-1925 годах она украшала вестибюль бывшего Царскосельского лицея, а в 1938 г. после переименования Детского Села в город Пушкин, статую поэта установили в сквере у Египетских ворот.
Во время Великой Отечественной войны памятник оказался на самой линии фронта и получил 142 пробоины – фашисты использовали его в качестве мишени, но в этой неравной дуэли бронзовый Пушкин устоял. К 1949 году отреставрированный памятник поэту снова встречал приезжающих в город своего имени.