24. Дворцовая электростанция

Афиша На углу Малой и Церковной улиц ( ул. Малая, д. 9) располагается необычное для Царского Села здание в стиле английской готики – бывшая Дворцовая Электростанция. Несмотря на своё утилитарное назначение, здание похоже, скорее, на замок из средневековых легенд, чем на промышленное здание начала XX века.
Необходимость постройки новой электростанции возникла после того, как запущенная в 1887 г. первая в городе электростанция в водонапорной Певческой башне исчерпала свои возможности. На неё ложилась необходимость освещения дворцов, парков, частных домов и всего города, при этом каждая лампочка (около 3000 штук) находилась под контролем электрической службы.
С учётом того, что Царское Село становилось царской резиденцией с постоянным пребыванием императора, в мае 1896 г. была организована комиссия по рассмотрению возможности расширения мощности существующей электростанции до 4000 ламп (впоследствии до 7000), но пришла к выводу, что рациональнее построить еще одну электростанцию.

Место для новой постройки было выбрано на дворцовом Запасном дворе — недалеко от дворцов и источника воды. Строительство электростанции пытливые исследователи связывают и с историей строительства секретного и до сих пор не найденного Царскосельского метро, которое по косвенным данным было построено между 1905 и 1912 годами. Так, еще в 1910 г. некий инженер-электротехник А.П. Смородин обратил внимание на то, что мощность новой Дворцовой электростанции в сто раз превосходила нужды необходимые для освещения Екатерининского и Александровского дворцов, города и гарнизона…

8 августа 1896 г. архитектор С.А. Данини представил проект новой электростанции, который и был утвержден. Осенью 1897 г. здание уже подвели под крышу, а 16 октября был произведен пробный пуск всей системы. Отделка здания и монтаж оборудования продолжались весь 1898 год, торжественное открытие и освящение Дворцовой электростанции состоялось 8 ноября 1898 г.

Афиша В главном здании электростанции размещались машинное и котельное отделения. В нем так же были предусмотрены квартиры для служащих, конторы и мастерские электростанции. Флигель предназначался для складских и хозяйственных целей.
Для водоснабжения электростанции, от городского водопровода, начинающегося у плотины на Кухонном пруду в Александровском парке, проложили подземные чугунные трубы. К 1911 г. уже потребовалось расширение котельной, и со стороны двора к главному зданию была сделана пристройка. Теперь на станции работало пять паровых котлов, отапливаемых нефтью, две паровые динамо-машины в 350 л/с каждая, соединенные с генераторами тока высокого напряжения в 2000 вольт и один паровой турбогенератор в 500 л/с.

Дворцовая электростанция проработала до 1921 г., после чего была остановлена из-за отсутствия топлива. В 1930-е гг. все оборудование демонтировали, а город переключили на электросеть 1-й ГЭС.
После войны станция была реконструирована, и в ней разместился завод, называемый в народе «Иголка», изготовлявший иголки и различную мелкую фурнитуру. В 60-е годы завод переключился на электротовары: пылесосы «Вихрь», утюги и очень дефицитные электрические самовары...
Теперь у электростанции частный владелец - «Институт правоведения и предпринимательства», на средства которого идет реставрация здания с приспособлением под учебные цели.
О былом назначении здания, теперь напоминает только сохранившаяся напротив главного фасада опора освещения с пятиярусным канделябром и шестигранными фонарями, декорированными в архитектурном стиле электростанции.

Продолжение экскурсии по городу на следующей странице...