Зелёная столовая

C Зеленой столовой начинаются интерьеры, расположенные в северной части Екатерининского дворца, вблизи Дворцовой церкви. Они были созданы в 70-х годах XVIII века по указу императрицы Екатерины II для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны.

Интерьеры были построены на месте "Висячего сада", созданного Ф.- Б. Растрелли и представлявшего собой огромную террасу. Одним из торцов зала без потолка был фасад Церкви, вместо рисунка штучного паркета извивались пестрые цветники, а мебель состояла из каменных скамеек, расположенных под фруктовыми деревьями. Сад со временем стал распространять сырость по дворцу, и в 1773 году по указу императрицы Екатерины II архитектор В. Неелов построил "Покой их Высочеств".

Архитектурно-художественное убранство зала в 1779 году выполнил Ч. Камерон. В это время покои занимала вторая супруга будущего императора Павла I — Мария Федоровна. Нежно-зеленые стены столовой покрыты белым лепным орнаментом, который в объемной форме возродил росписи античных вилл. Среди фрагментов классической архитектуры, греческих ваз и виноградных лоз выделяются стройные фигуры юношей и девушек в античных одеяниях. Скульптурное убранство дополняют медальоны с танцующими амурами и многофигурные барельефы на мифологические сюжеты, рельеф которых выделен розоватым полем картин.

Двери расписаны гротесками. Наиболее эффектно решена северная стена комнаты, в центре которой установлен белый мраморный камин с кронштейнами в виде львиных лап. Весь лепной декор Зеленой столовой выполнен знаменитым русским скульптором И. Мартосом.

Живописный плафон, украшавший столовую в конце XVIII века, до нашего времени не сохранился. В 1820 году в помещении Дворцовой церкви возник большой пожар, от которого сильно пострадали залы, созданные Ч. Камероном. По указанию императора Александра I архитектор В. Стасов возглавил комиссию по исправлению сгоревшей части здания на основе сохранившихся фрагментов отделки и авторских чертежей Ч. Камерона, которые граф Ливен приобрел в 1822 году в Лондоне у наследников архитектора.

Убранство залов восстановили в прежнем виде: лепщик Заколупин реконструировал лепное убранство стен; мраморный камин реставрировал скульптор Ф. Трискорни; паркетный пол из разных пород древесины был набран заново. Потолок В. Стасов оставил белым.
В 1855 году по распоряжению императора Николая I архитектор А. Штакеншнейдер выполнил план оформления помещения бельэтажа Екатерининского дворца, с разметкой плафонных вставок, которые предполагалось подобрать в кладовых Эрмитажа. Согласно плану, в центр потолка Зеленой столовой была вмонтирована картина итальянского художника А. Каноппи "Торжество Бахуса", которую обрамляли золоченые лепные орнаменты и декоративные живописные медальоны.

В 1863 году в этой части дворца вновь случился пожар, во время которого пострадали потолки, но плафонную живопись удалось снять и вынести. После реставрационных работ, которыми руководил А. Видов, Зеленой столовой вторично было возвращено архитектурно-художественное убранство.
Лепное убранство Зеленой столовой реставрировали скульпторы Г. Михайлова и Э. Масленников. Двери были расписаны по аналогии с одной сохранившейся створкой. Паркет по старому рисунку был набран заново из дуба, светлого клена и красного дерева. Потолок вновь оставили белым.

После окончания реставрационных работ зал был открыт в 1959 году. Сегодня архитектурно-художественное убранство Зеленой столовой дополняют белые стулья с зеленой обивкой, бронзовая каминная решетка и каминные приборы, выполненные в конце XVIII века по рисункам Ч. Камерона специально для этого интерьера.

Больше фотографий залов и интерьеров Екатерининского дворца в Царском Селе можно посмотреть здесь.