10. Дворец княгини Палей
История этого
дворца, который с большим трудом теперь можно узнать в заброшенном нежилом здании,
интересна не только в архитектурно-историческом аспекте, но и в контексте трагической судьбы своих владельцев и страны в целом.
Перед самым началом Первой мировой войны, на участке, ранее занимаемым дачей сенатора Половцева,
был построен великолепный дворец в стиле раннего французского классицизма.
Дворец предназначался для великого князя Павла Александровича Романова и его
морганатической супруги, княгини Ольги Валериановны Палей. Княгиней Ольга Валериановна впрочем стала не сразу, до брака она
носила фамилию Пистолькорс.
Павел Александрович познакомился с Ольгой Пистолькорс, тогда уже замужней женщиной, после смерти своей первой жены.
Результатом бурного и запретного романа стало рождение сына Владимира в 1897 году. Желание князя взять Ольгу в законные жены,
разбилось о категорический запрет Николая II на этот неравный брак. Понимая, что благословения ждать бессмысленно, в 1902 году Павел
и Ольга отправились в Италию, где втайне поженились.
Узнав о незаконном браке, Николай II надолго запретил им возвращаться на родину. Лишь в 1908 году супружеская чета, ослушавшаяся Российского императора, была прощена и получила возможность вернуться. Позже Ольге Пистолькорс был пожалован титул княгини Палей (украинский род Палій, известный в истории Запорожской Сечи) и она стала единственной женщиной, удостоенной княжеского титула при Николае II.
Вернувшись в Россию, супруги начали строить своё пышное семейное «гнёздышко» недалеко от императорской резиденции.
Возведённый в 1910-1914 г.г. по проекту К.К.Шмидта дворец являл собой хрестоматию стилей от эпохи Людовика XIV до ампира.
Фасады отчасти напоминали парижский особняк великого князя в Булони. Внутренняя отделка дворца была выполнена французскими и голландскими
мастерами в подражание Версальскому дворцу.
Большую часть мебели парадных комнат исполнила парижская фирма «Буланже» в подражание историческим
в люстрах и бра воспроизводились светильники Версаля.
Во дворце была представлена внушительная коллекция изобразительного и декоративно-прикладного искусства работы французских мастеров,
коллекции фарфора и хрусталя старинной работы и многое другое – дворец с самого начала напоминал музей. В инженерном смысле, дворец тоже
был оборудован на пике технической мысли того времени, в нём была даже своя автономная электростанция и водопровод.
Счастливая жизнь великокняжеской четы в новом дворце продлилось недолго, уже через несколько месяцев после новоселья началась Первая мировая война.
Павел Александрович поступил на военную службу, а его супруга открыла в одном из этажей своего дворца лазарет для раненых.
Потом грянула революция – и вслед за царём была арестована семья Палей. Дворец был национализирован, с февраля 1918 по 1927 годы в нём
находился музей и хранилище сокровищ царскосельских дворцов, причём первые экскурсии проводила сама Ольга Палей.
Судьба хозяев сложилась трагически: великий князь Павел Александрович был казнён в Петропавловской крепости, его сын Владимир Палей – убит под Алапаевском. Ольга Валериановна выехала в Финляндию вместе с дочерьми лишь в конце 1918 года.
После закрытия музея и до начала войны во дворце размещался Дом партийного просвещения, во время войны – подразделения вермахта.
Здание сильно пострадало при освобождении города, с 50-х годов его передали пушкинскому военному инженерно-строительному училищу (ПВВИСУ).
В эти годы дворец был сильно перестроен, его облик изменился до неузнаваемости.
После спешного расформирования училища дворец несколько лет простоял заброшеным, в весьма удручающем состоянии. На данный момент весь комплекс зданий бывшего ПВВИСУ (а так же здание бывшей обойной фабрики) передан институту им. Турнера для размещения детского реабилитационного центра. К 2018 году планируется завершения строительства нового комплекса, при этом все здания советской постройки будут снесены.