1. Железнодорожный вокзал. Станция Царское Село

Большинство гостей Пушкина начинает знакомство с городом именно с вокзала станции Царское Село , приезжая на пригородной электричке.
От центра Петербурга (с Витебского вокзала) поездка до Пушкина на электричке занимает не более получаса, а от ближайшей станции метро Купчино - 15 минут. Неторопливая прогулка от вокзала Пушкина до царскосельских парков займёт примерно 30-50 минут, и это время будет потрачено не зря, ведь в городе есть, что посмотреть.


Прибытие первого поезда Не все знают, но Царское Село - первый город в России, в котором появилось регулярное железнодорожное сообщение.
В 1837 году, несмотря на споры противников и сторонников, была построена первая железнодорожная ветка, соединившая императорскую резиденцию Царское Село с Санкт-Петербургом и Павловском. Идеологом и создалем железной дороги был австрийский инженер Франц Иоганн Герстнер.
Удобство передвижения по железной дороге пришлось по душе городской публике и Царское Село быстро стало весьма популярным местом летнего отдыха горожан. В Царское Село стали приезжать известные архитекторы, художники, поэты и просто петербуржцы - город стал неофициальной «летней столицей Российской империи».

В 1838 году один из современников сообщал:
“Удивительное изобретение! Представьте, 12 экипажей, из которых каждый есть соединение трех карет – больших, 8-местных. Таким образом, в каждом экипаже сидит 24 человека, а во всех – 288 человек. Все экипажи продолжаются саженей на 15. Вся эта страшная масса, этот сухопутный корабль, летит до Царского Села (20 верст) едва полчаса...В ночное время этот дым освещается пламенем машины, и часто сыплются искры. Удивительная картина! Никак не можешь к ней привыкнуть; совершенное волшебство. Б ыла какая-то старинная сказка, что Емеля-дурачок ездил на печке; теперь все, что было сказкою, видим на деле. Опасности нет никакой”.

Вокзал №1 Первое здание железнодорожного вокзала было построено по проекту архитектора Г. Фоссати в стиле английской готики и представляло со бой двухэтажное здание с четырёхугольной башней и боковыми деревянными одноэтажными крыльями. Сохранилось его краткое описание:
«Он деревянный, самой приятной наружности, щегольской архитектуры, окружен клумбами благоухающих цветов и эспланадами, покрытыми красным песком. Здесь можно найти обширные валы для прогулки, вкусный обед, блестящее, приятное общество».

Вокзал №2 Быстро устаревший деревянный вокзал Г. Фоссатти сменил вокзал по проекту архитектора А.Тона. Станционный комплек с состоял из нескольких соединенных между собой павильонов с залами ожидания, подразделявшимися на 3 класса, и помещ ениями для особ императорской фамилии. В каждом классе имелись свои буфеты, багажные отделения и подсобные помещения. Над главным зданием возвышалась башня с часами, в центральном вестибюле была устроена часовня.

Вокзал №3 В 1902-1904 годах, вместо обветшалого старого вокзала, по проекту архитектора С.А. Бржозовского и инженера С.И.Минаша было построено новое здание в формах западноевропейской средневековой архитектуры. Вокзал был устроен весьма необычно - железнодорожные пути проходили на уровне второго этажа вокзала, куда пассажиры поднимались по просторной лестниц е, а багаж ехал отдельно на лифте. Тогда же, по концам новых платформ устроили два пешеходных тоннеля для прохода к поездам. Этот вокзал был полностью разрушен во время Второй Мировой войны.

Вокзал №4 Здание современного железнодорожного вокзала Царского Села было построено в 1946-1950 годах и стало четвертым по счёту за всю историю города. Архитекторы Е.А.Левинсон и А.А.Грушке спроектировали вокзальный комплекс как парадный въезд в город. От привокзальной площади, образованной четырьмя большими полуциркульными зданиями, отходят три основные магистрали: Софийский бульвар, Широкая и Ленинградская улицы.

Вокзал №4 Общая композиция плана, строгие классические формы вокзала типичны для Царского Села. Авторы проекта, насколько это возможно, пытались придать зданию вокзала черты, близкие к сооружениям дворцово-парковых ансамблей, созданных в «золотой век Екатерины». На фасаде вокзала, в медальонах, портреты писателей - современников Пушкина, в зале ожидания (в него стоит зайти специально) - рельефные изображения сооружений царскосельских парков, а в конце зала, в нише, установлена бронзовая статуя А. С. Пушкина работы скульптора М. Г. Манизера.


В боковых павильонах вокзала расположены подземные переходы, по которым можно перейти на платформу к электричкам в сторону С.Петербурга. До Санкт-Петербурга можно доехать на ВСЕХ электричках, проходящих через станцию Царское Село. Интервал движения электричек в выходные дни от 15 до 30 минут.


От станции Царское Село до пушкинских парков можно добраться пешком (~2 км) или доехать на автобусах или маршрутках от Привокзальной площади.
До Александровского парка, Ратной палаты, Фёдоровского собора и Дачи-музея А.С. Пушкина от вокзала удобнее всего доехать на автобусе №371 (остановка ул. Пушкинская).
До Екатерининского парка и музея-Лицея идёт гораздо больше общественного транспорта: автобусы №№188, 373, 378, 376, 380, 380Э, 381, 382 и маршрутки № К376, К377, К519, К545, К545а (остановка ул. Садовая).

Продолжение экскурсии по городу на следующей странице...