Предлагаем прогулки по паркам Пушкина и Павловска

Фонтаны Петергофа. История создания фонтанов и Нижнего парка в Петергофе.

Особое место в ряду замечательных пригородных парков Санкт-Петербурга по своему художественному и историческому значению по праву принадлежит Нижнему парку Петергофа. Он создан в первой четверти XVIII века и является выдающимся памятником не только русской, но и мировой культуры.
Это именно то место, куда стремятся миллионы туристов с разных концов света, желая познакомиться с грандиозным фонтанным комплексом, затмившим знаменитый Версаль.


В высокий сезон (июнь-июль) в парке очень многолюдно. Пик посещения наступает в 11 часов, к моменту запуска фонтанов Большого каскада, а на открытие (в мае) и закрытие (сентябрь) сезона фонтанов количество посетителей бьёт любые рекорды. Чтобы избежать гигантских очередей, в парк лучше приходить пораньше или посещать его уже после 17 часов, когда туристический поток ощутимо спадает. Составить собственное мнение о лучшем времени посещения парка, можно благодаря веб-камере, показывающей фонтаны Большого каскада.


Нижний парк Петергофа начал создаваться через год после Полтавской победы - в 1710 году, но особенно широко строительство развернулось здесь после победы русского флота над шведами при Гангуте в 1714 году.
Петергоф был любимым детищем Петра I. Царь живо интересовался ходом работ, посадкой деревьев, сам делал чертежи и эскизы сооружений, каскадов и фонтанов. Девятого августа 1721 года Петр I осмотрев законченный водопроводящий канал, открыл путь воде.

При жизни Петра были построены Большой дворец, дворцы Монплезир и Марли, павильон Эрмитаж, завершена планировка Нижнего парка, сооружен Большой каскад и ряд других фонтанов.
Самым крупным зданием, венчающим архитектурный комплекс Петергофа, является Большой дворец. Он величественно раскинул свой фасад на верхней террасе. Вместе с Большим каскадом Большой дворец составляет художественный центр Нижнего и Верхнего парков.

Строительство Большого Петергофского дворца было начато в 1714 году. Сначала это было небольшое двухэтажное здание, по дошедшим до нас рисункам похожее на Летний дворец Петра I в Летнем саду. В середине XVIII века дворец был заново перестроен и значительно расширен знаменитым зодчим В.В. Растрелли. Талантливый мастер, надстраивая здание, увеличивая галереи и пышно декорируя фасады, сумел придать дворцу торжественность и величественный размах, сохранив при этом основные черты архитектуры петровского времени. Таким мы видим дворец и сейчас, после его второго рождения в 1950 году.

Из всех сохранившихся парковых ансамблей XVIII века Нижний парк является наиболее интересным и ценным по своему художественному значению. Он был задуман как регулярный парк, строгость планировки которого подчеркивалась прямыми аллеями, фигурными газонами, подстриженными деревьями и кустарниками, которым придавали форму кубов, пирамид, а некоторым из них, высаженным в кадках, даже форму различных животных.

В 70-х годах XVIII века в русской парковой архитектуре развивается новый, пейзажный стиль, подчеркивающий естественную красоту природы. Прекращается подстрижка деревьев парка, и они начинают свободно разрастаться, образуя тенистые уголки. Но основа регулярной планировки сохранилась и до наших дней.
В парке всё симметрично по отношению к Большому каскаду, симметрично расположены каскады «Шахматная гора» и «Золотая гора». Перед каждым из трех каскадов расположены парные фонтаны: «Чаши», «Римские» и «Большие». На равном расстоянии от Морского канала установлены фонтаны «Адам» и «Ева». По отношению к Большому дворцу симметрично расположены Монплезир и Эрмитаж.

От Большого каскада вдоль Морского канала идет центральная Аллея фонтанов, а в стороны расходятся две радиальные аллеи:
к дворцу Монплезир и фонтану «Адам» и к павильону Эрмитаж и фонтану «Ева».
От дворца Марли тянется двухкилометровая Марлинская аллея, и расходятся две лучевые:
Малибанская, ведущая ко дворцу Монплезир, и Березовая - к каскаду «Шахматная гора».

Идея Петергофа как памятника победе русского оружия в борьбе за выход к Балтийскому морю ярко отражена в художественном замысле Большого каскада. На самом верху каскада мифологические повелители волн - тритоны трубят в морские раковины, выбрасывая дугообразные струйки воды, как бы разнося весть о победе. По семи боковым фигурным ступеням каскада мощными потоками падает вода. По сторонам каскадных лестниц стремительно взлетают в верх стройные и легкие струи. Перед пятью арками Большого грота весело играет двадцатью восемью наклонно-переплетающимися водяными струйками фонтан «Корзина». Над центром каскада скрещиваются две струи, вырывающиеся из пастей змей, зажатых в руках «Бойцов». Справа и слева от центрального каскада из подножий двух скульптур, олицетворяющих BOЛXOB и Неву, пенистым потоком вырывается вода.

В центре бассейна, имеющего форму ковша, на каменной скале высится могучая фигура легендарного богатыря Самсона, раздирающего пасть льва, из которой бьет на 20-метровую высоту мощный столб воды. К Самсону устремляются струи, бьющие из морских раковин, в которые трубят сирены, наяды и Тритоны - мифологические обитатели морей, чьи изображения украшают облицованный гранитом бассейн. Самсон - это символ победы русского оружия в борьбе против Шведских захватчиков. Побежденный лев (В гербе Швеции лев олицетворяет государство) символически изображает поражение шведов в битве под Полтавой 27 июня 1709 года в день святого Самсония.

К Самсону - центру композиции - обращены все скульптуры сада: две маски древнегреческого бога морей Нептуна, группа тритонов с Опрокинутым рогами изобилия, скульптура Галатеи - нимфы спокойного моря, Венеры - богини красоты, бога 3евса - повелителя вселенной, Меркурия – Покровителя торговли и мореплавания, Мелеагра Бельведерского - героя, совершившего ряд доблестных подвигов, и многих других, как бы явившихся сюда, чтобы выразить свое восхищение победителю - русскому народу.

Барельефы, украшающие ступени Большого каскада, являются политической сатирой на шведских захватчиков и, прежде всего, на Карла XII. Среди них барельефы «Падение фаэтона», «Уродливые лягушки» и другие. Скульптуры, изображающие русские реки Неву и Волхов, соединены общим потоком, олицетворяющим сооружение Ладожского Обводного канала. Большой каскад является выдающимся произведением искусства. Он создан по проекту знаменитых архитекторов и мастеров фонтанного искусства, украшен скульптурами выдающихся русских ваятелей.

Во время Великой Отечественной войны фашистские захватчики взорвали центральную часть каскада, похитили скульптуры «Самсон», «Волхов», «Нева», «Тритоны», всю декоративную скульптуру и барельефы, и, казалось, сокровища мирового искусства навеки утрачены. Однако русские скульпторы и мастера за сравнительно короткий срок восстановили Большой каскад и другие фонтаны. Всего было вновь создано 184 монументальных и декоративных скульптуры. И опять, как и до войны, забили 64 фонтана Большого каскада, выбрасывающие 142 фонтанных струи. Они создают незабываемую картину игры покоренной водной стихии, всегда привлекая тысячи зрителей.

От Большого каскада к заливу проложен канал. В конце XVIII века по проекту архитектора Кваренги стенки его были облицованы камнем, а в середине XIX века по проекту архитектора Бенуа были сооружены пилястры с бронзовыми масками. Вдоль канала протянул ась Аллея фонтанов, которая композиционно связывает Большой каскад с заливом.

На склонах холма по сторонам Большого каскада в 1800 году были сооружены 10 террасных фонтанов. Бронзовые маски стариков и девушек выполнены в конце XVIII века по рисункам фонтанного мастера Федора Стрельникова. Они воссозданы в 1948 году.

Перед Большим каскадом среди цветников бьют фонтаны «Чаши». Они сооружены в 1721-1722 гг. Разрушенные фашистскими оккупантами во время Великой Отечественной войны, они были восстановлены в 1946 году.
Площадь перед Большим каскадом замыкают расположенные по обеим сторонам канала изящные павильоны, увенчанные медными куполами. Когда-то, в петровские времена, на месте этих павильонов стояли деревянные сараи. В 1800 году по проекту архитектора А. Н. Воронихина были сооружены из пудостского камня павильоны с мраморными колоннами, названные впоследствии Воронихинскими.

В середине XIX века в восточной части Нижнего парка на естественном склоне сооружен каскад «Шахматная гора». По сливным скатам, раскрашенным черными и белыми квадратами, напоминающими шахматную доску, непрерывно льются потоки воды. Она бьет из многочисленных туфовых горок и, сливаясь в один поток, закрывает широкой водной пеленой грот, вдоль лестниц, расположенных по бокам каскада, установлены мраморные скульптуры, изображающие богов и героев античной мифологии. Тут и Андромеда - дочь царя Эфиопии, принесённая в жертву морскому чудовищу и спасенная Персеем, и Юпитер - бог неба и вселенной, Флора - богиня весны и цветов, Нептун - бог морей, Вулкан - бог огня и другие.
Все эти статуи украшали каскад до 1941 года. В начале войны они были сняты и зарыты в землю. Фашистские оккупанты разрушили каскад и похитили свинцовые скульптуры дракона и орла, стоявшие над верхним гротом. В 1951-1952 гг. была восстановлена водопроводящая система и реставрирована мраморная скульптура каскада.

Не могут не обратить на себя внимания и «Римские фонтаны», расположенные справа и слева от Монплезирной аллеи. Мощные струи пенящейся воды, вырываясь из центра верхней чаши, низвергаются на вторую, более обширную мраморную чашу, откуда с шумом падают в фигурный бассейн у подножья фонтанов. Удивительно красив водяной рисунок этих фонтанов. Каждый из них имеет свою особенность, свою прелесть.
От площади перед каскадом «Шахматная гора» расходятся семь аллей:
к Большому дворцу, К Большому каскаду (Оранжерейная), к Марли (Березовая), к Монплезиру (Монплезирная), к парку Александрия (Никольская), к фонтанам «Адам» и «Пирамида».
Широкая Монплезирная аллея приводит к небольшому саду перед дворцом Монплезир. В саду расположены фонтаны «Сноп» и «Колокол».

Особый интерес представляет дворец Петра I - Монплезир (Мое удовольствие). Начало его постройки относится к 1714 году. В 1718 - 1720 годах к основному корпусу были пристроены галереи и светлые зальцы (чердачки). В 1723 году была установлена деревянная балюстрада над галереями, что и завершило архитектурный облик дворца. Строили Монплезир архитекторы М. Г. Земцов, К_-Б. Леблон и И.-Ф. Браунштейн. Монплезир - это выдающийся памятник русской архитектуры первой половины XVIII века. Шатровая крыша, низенькие комнаты - терема, боковые «чердачки» свидетельствуют об использовании архитекторами стиля московского зодчества XVIII века.
Художественный центр здания - большой центральный зал, спады которого поддерживают массивные гипсовые фигуры, аллегорически изображающие четыре времени года. Стены декорированы богатой красочной росписью. Они были отделаны резным дубом и украшены первой в России картинной галереей, собранной Петром I.
В период оккупации Петергофа фашисты превратили Монплезир в огневую точку. Уникальному творению искусства был нанесен огромный ущерб. Восстановленные интерьеры Монплезира можно посмотреть на панорамах Яндекса.

На самом берегу залива стоит небольшой двухэтажный дворцовый павильон - Эрмитаж (архитекторы И.-Ф. Браунштейн и М. Г. Земцов): изящный и строгий, он также является замечательным памятником садово-парковой архитектуры XVIII века. Архитектурный облик Эрмитажа сохранился до нашего времени. Все 119 картин, украшавших его стены и составившие первую коллекцию картин в России, были во время войны вывезены и сохранены. Эрмитаж восстановлен как историко-художественный музей.

Марлинская аллея ведет к большому прямоугольному пруду, на противоположной стороне которого находится дворец Марли, построенный в 1721- 1724 гг. по проекту архитектора Браунштейна. Во время войны он был варварски взорван фашистами и был восстановлен в качестве музея лишь к 1982 году. Во дворце находилась библиотека и личные вещи Петра I. Район Марли с его прудами, оранжереями и фруктовым садом был своеобразной усадьбой, чрезвычайно схожей с допетровскими подмосковными усадьбами.

На зеленом склоне против южного берега Марлинского пруда расположен каскад «Золотая гора» (архитекторы Н. Микетти и М. Г. Земцов). По двадцати ступеням каскада плавно стекает вода, льюшаяся из трех золоченых масок морских чудовищ. Называется этот каскад «Золотой горой» потому, что отвесы каскадных ступеней покрыты позолоченными бронзовыми щитами. Разрушенный почти до основания фашистскими оккупантами, он был восстановлен в 1954 году. Каскад украшают 16 скульптурных фигур. Тут и Нептун знаменитого итальянского скульптора Тарсиа, и Андромеда скульптора Баратта; Нимфа, Аполлон, Венера, Флора, Минерва и другие статуи неизвестных ваятелей.

Водопроводящая система Петергофа разработана и построена под руководством В. Тувалкова, М. Земцова и И. Устинова. В этой системе использованы ключи, выходящие на поверхность на северных отрогах ропшинских высот в 22 километрах от Большого дворца. Другая группа ручьев на западных склонах высот образует речку, дающую начало Старо - Петергофскому каналу, сооруженному в 1721 году. С востока третья группа ручьев стекает в Ново-Петергофский канал, устроенный в 1832 году и соединяющийся со Старо - Петергофским. По этому каналу вода идет до Шинкарского шлюза, от которого начинается ряд запасных искусственных прудов.
Пруды (всего их 14), располагая шлюзами для впуска и выпуска воды, играют роль распределителей питающих отдельные группы фонтанов. Общая протяженность каналов составляет свыше 62 километров, а трубопроводов- 14 километров. В настоящее время в Нижнем парке действуют около 150 фонтанов, выбрасывающих каждую секунду 113 000 литров поды.

Являясь неповторимым и единственным в мире подобным шедевром садово-паркового искусства, Нижний парк Петергофа пользуется огромной популярностью во всём мире, в летний сезон в нём очень многолюдно и местами даже тесно. В Нижнем парке есть кафе, рестораны, многочисленные лотки и буфеты. На причал в Нижнем парке прибывают «Метеоры», связывающие Петергоф с центром Санкт-Петербурга, здесь же можно купить билеты для входа в Нижний парк, билеты в Большой дворец нужно покупать отдельно в кассах у дворца.

С Нижним парком граничит ещё один замечательный парк Петергофа - пейзажный парк Александрия, который никак нельзя оставить без внимания. Парк раскинулся на берегу залива с запада от Нижнего парка и отделён он него высокой каменной стеной.
Сюда не доносится ни шум низвергающейся воды фонтанов, ни говор многочисленных туристов. Здесь - тихий шелест листвы, морской ветерок, ласковый плеск волн. На берегу залива находится песчаный пляж, хотя купаться и загорать на территории музея конечно запрещено, так же как и устраивать пикники на газоне...


Петергоф. Режим работы и стоимость посещения парков и фонтанов.

Нижний парк и Верхний сад Петергофа, а так же парк Александрия открыты ежедневно с 9:00 до 20:00.
Фонтаны в летний сезон работают с 10:00 до 19:00, скульптурная группа "Самсон" с 10:00 до 20:50.
Торжественный запуск Большого каскада – ежедневно в 11:00.
Вход в Верхний сад свободный, вход в Нижний парк и парк Александрия платный (кроме осенне-зимнего сезона).

Стоимость входных билетов в Нижний парк Петергофа.

Для граждан России и стран СНГ стоимость посещение Нижнего парка:
для взрослых - 450 руб., для льготных категорий - 250 руб.
Бесплатно пройти в Нижний парк можно в будние дни с 18:00 до 20:00, в выходные и праздничные дни с 19:00 до 20:00.

В 2018 году технические пуски фонтанов в Петергофе начнутся с 27 апреля, а 19 и 20 мая 2018 г. в Нижнем парке состоится торжественное открытие сезона фонтанов с театрализованным представлением и музыкальным шоу.

Фотосьёмка в ГМЗ "Петергоф".

В Нижнем парке Петергофа фотосьёмка бесплатна, но при этом, снимать со штативом категорически запрещено.
В Большом Петергофском дворце и ряде павильонов Нижнего парка запрещёна любая фотосьёмка (хоть без вспышки, хоть телефоном...) - вот такая странная и античеловеческая позиция руководства музея.
Актуальную стоимость билетов, режим и правила посещения петергофских дворцов и парков входящих в ГМЗ "Петергоф", можно узнать на официальном сайте музея.
Для тех, кому не удастся прорваться сквозь очереди в Большой дворец, всегда доступны панорамы интерьеров Большого дворца , любезно предоставленными сервисами Яндекса.


Смотрите также : Что посмотреть в Петергофе. Музеи, парки и достопримечательности.
Большой Петергофский дворец. Прогулка по залам.
Режим работы и стоимость посещения фонтанов и музеев Петергофа.
Метеор до Петергофа. Как доехать до Петергофа из СПб.

Веб-камера в Нижнем парке Петергофа

Петергоф. Фонтаны.