Город Павловск. История основания города.

Город Павловск расположен на юге Санкт-Петербурга и граничит с Гатчинским районом Ленинградской области. От города Пушкина (Царское Село) его отделяет лишь Витебская железная дорога. Расстояние между Павловским Большим и Царскосельским Екатерининским дворцами в исторические времена исчислялось в 5 верст. Главной улицей Павловска является Садовая, она живописной дугой пересекает город в его центре с северо-запада на восток.
Всю северную сторону Садовой улицы занимает ансамбль Павловского Большого дворца и парка. С другой стороны улицы еще в XVIII в. сложилась регулярная планировка с казенной и обывательской «партикулярной» застройкой. Большое значение для современного облика города имеют композиционно связанные с дворцово-парковым ансамблем исторические парковые районы - Мариентальский (парк «Мариенталь»), долины рек Славянки и Тызвы, Зверинец, а также достопримечательности на территории города, район Фермы и деревни Глазовой, Александрова дача.

ё

Ранее Павловск имел особый статус дворцового города и представлял собой Павловское дворцовое имение, подведомственное министерству Императорского двора. Занимаемая городом местность в начале XVIII в. была покрыта густым еловым лесом, среди которого затерялись две ингерманландские деревушки - Линна и Сеппеля.
Впоследствии Екатерина II использовала эту Местность, входившую В состав земель Царского Села, для императорской охоты. В долине Славянки в семидесятых годах XVIII в. Возвели два бревенчатых охотничьих домика - Крик и Крак. Здесь особенно любил охотиться наследник российского престола великий князь Павел Петрович.

В декабре 1777 г. при рождении первого сына-первенца, любимого внука императрицы и будущего императора Александра I, Екатерина пожаловала эту местность великокняжеской чете для устройства загородной резиденции.
Впоследствии 1777 г. стали считать годом основания Павловска. Живописный рельеф долины реки Славянки с многочисленными оврагами, ручьями и прилегающими обширными плато) послужил основой для устройства пейзажного парка. Поместье великого князя Павла Петровича, в 1779 г. имело площадь 362 десятины, включая земли деревень Линна и Сеппеля, в 1784 г. стало селом Павловским. Вначале Павловск находился в Софийском, а в 1808-1917 гг. - Царскосельском уезде. Статус города и современное наименование Павловск получил по указу императора Павла в 1796 г, и тогда же был предоставлен в собственность императрицы Марии Федоровны.
Согласно завещанию Марии Федоровны, с 1829 г, Павловск составлял наследие Павловской вотчины великого князя Михаила Павловича. Его преемником были: великий князь Константин Николаевич в 1849-1892 гг.; великий князь Константин Константинович в 1892-1915 гг. и князь императорской крови Иоанн Константинович в 1915-1917 гг.

Павловские земли расширяли в 1786 и в 1789 гг. В ту пору оформилась основная территория дворцово-паркового ансамбля и города, в 1794 г, к ней прибавили земельные участки по периферии, на которых впоследствии возвели Ферму, деревни Глазову и Ново-Весь, а также немецкую колонию Этюп.

В 1797 г. императорским указом к Павловску присоединили новые земли. К ним относились Федоровский посад с русским населением, маймистские деревни Тярлево, Липицы, Глинки и смежные участки крестьянских земель царскосельских деревень Кошелевой, Пязелевой, Гуммаласары. Новая межевая граница земель города получила более округлые очертания, что позволило проложить вокруг парка пограничные дороги: Ижорскую, Славянскую, Тярлевскую.
После отмены крепостного права в 1861 г. земли павловских деревень передали в собственность крестьян. Последняя прибавка земель произошла в 1879 г., когда к Павловску присоединили Анненкову мызу (Александрову дачу) и дачные участки на северо-западе Павловска (Новые места или Константиновский квартал с Оранскими улицами), их выделили из прилегающих крестьянских земель.

Император Павел I учредил в 1797 г. Ратушу и Павловское городовое правление, они являлись органами местного управления и имели право обращаться, в случае необходимости непосредственно в Сенат. Однако этот порядок изменился В 1802 г., когда дела полицейские, уголовные и гражданские по Павловску передали в ведение уездных и земских судов.

В 1811 г. Павловскую ратушу упразднили с передачей функций Царскосельской городовой ратуше. Она ведала вопросам рекрутских наборов, возводила достойных в купеческое сословие, занималась выдачей цеховых свидетельств, сборами государственных налогов на недвижимость. В пользу города в разные годы учреждались местные сборы на ремонт улиц (шоссейный налог), за право занятия извозным промыслом, за езду на велосипедах.

Фактически всеми делами управления дворцовым имуществом и жизни города в 1778-1917 гг. ведало Павловское городовое правление. Вотчиной августейших владельцев и городом в эти годы управляли: К.И. Кюхельбекер, К.Л. Меллин, А.К Роткирх, Ф.Л. Штакельберг, В.А. Бриммер, князь Д.М. Волконский, барон Ф.К Гревениц, В.И. Ребиндер, Е.К Фредерици, барон К.А. Криднер, А.Н. Свистунов, А.И. Сабуров, Ф.К Нейлисов, К.П. Чечерин, К.П. Ротаст, К.П. Голенко, барон А.Э. Рамзай, В.И. Антонов, Э.Э. Геринг, С.Н.Смирнов.

Состав жителей определялся владельческим статусом города. По сословному признаку население Павловска представляли дворяне, мещане, купцы, ремесленники, священнослужители, крестьяне, разночинцы и, конечно, дворцовые служащие и придворные, составлявшие ближайшее окружение Марии Федоровны, а затем великих князей. Постоянная военная составляющая в городе определялась профессиональными занятиями великих князей. При Павле Петровиче Павловский гарнизон возглавлял А.А. Аракчеев, здесь квартировали кавалеристы, гусары и артиллеристы. Караульными были отставные чины Адмиралтейского ведомства (отсюда название Матросской слободки и караульные Матросские домики). Михаил Павлович разместил в разных районах Павловска Образцовый кавалерийский полк. При Константине Николаевиче преобладали чины Военно-морского ведомства, в бывших кавалерийских казармах расквартировали батареи лейб-гвардии Конно-артиллерийской бригады. Впоследствии гарнизон Павловска дополнили 3-я и 4-я сотни Сводно-казачьего полка, б-я лейб-гвардии Донская Его Императорского Величества батарея.

Большое значение для Павловска имели благотворительность и меценатство августейших владельцев, начало которым положила Мария Федоровна. Она основала в 1784 г. приходскую благотворительность при церкви Святой Равноапостольной Марии Магдалины - «Церковный инвалид» (или Мариинский госпиталь), состоявший из богадельни и больницы. Ею же был создан «Собственный инвалид» (или «Монмартр») - богадельня для заслуженных воинов-участников Отечественной войны 1812 г., в которую входили четыре дома на Широкой улице (в советское время все утрачены). Владельцы города поощряли частную благотворительность, поэтому в Павловске всегда находилось много приютов и других благотворительных заведений. Летом здесь предоставлялись дачи для воспитательных учреждений Мариинского ведомства.

Архитекторам, литераторам, ученым, театральным деятелям, актерам и музыкантам предоставлялись участки для постройки дач. По юридическому ипотечному описанию недвижимости 1874 г. в Павловске находилось триста двадцать три домовладения. Население Павловска делилось на постоянных жителей, к 1877 г. составивших 3233 человека, и летних, которых в 1874 г. было 1082 семейства, причем число тех и других все время возрастало. К концу XIX в. население достигло 4500 постоянных жителей, из них более 80 принадлежали к православному вероисповеданию, более 11 - к евангелическо-протестантскому, около 5 - к католическому.

Городские сословия (мещане, купечество и цеховые) составляли около четверти всего населения. Среди них преобладали булочники и хлебники, портные, сапожники и башмачники. в городе имелись торговые бани, парикмахерские, ресторации и трактиры. Немало было врачей разных специальностей, летом число врачей-дачников увеличивалось. Однако самое многочисленное сословие - крестьяне. Важным источником доходов горожан служил дачный промысел.
Городской собственности в Павловске не имелось, Гостиный двор на Правленской площади принадлежал купцам. Промышленность в Павловске представлял газовый завод при Акционерном обществе Царскосельской железной дороги со штатом из трех человек - техник, мастер и кочегар.

С 1797 г. территория Павловска делилась на две административные части, состоявшие в ведении полицмейстера и подчинявшихся ему комиссаров. К первой относился Большой дворец с парком и правая сторона реки Славянки (бытовое название - Заречная сторона): район обывательской застройки - так называемая Матросская слободка, Зверинец. Здесь же на окраине первой полицейской части и вообще города находилась Солдатская слободка - военный плац и казармы, городской выгон в междуречье Славянки и Тызвы, а также Павловское городское кладбище.
Главенствующее положение в градостроительной структуре занимала вторая административная часть Павловска, расположенная в местности на левом берегу Славянки. Здесь находились приходская церковь Святой Равноапостольной Мари Магдалины (1781-1784 гг., архитектор Д. Кваренги) и торговый центр Павловска.

Правила городской застройки, установленные в 1797 г. повелением императора Павла I, действовали до 1917 г. Отведение участков, планы и фасады утверждались августейшими владельцами. Вопросами застройки занимались, в основном, а рхитекторы Павловского городового правления. При императрице Марии Федоровне это г.п. Пильников, Л.Ф. Адамини (1817-1825 гг.), а также комиссар титулярный советник Антонов. В 1836-1887 гг. городским архитектором был И.Я. Потолов, а в 1887-1917 гг. - Д.Д.Зайцев. По приглашению августейших владельцев и состоятельных жителей в городе работали архитекторы Ч. Камерон, Д. Кваренги, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, А.П. Брюллов, А.И. Штакеншнейдер, Ф.Ф. Голле, И.Д. Корсини, Н.Л. Бенуа, А.И. фонГоген, К.К Шмидт и др. Садовниками в Павловске служили видные мастера садово-паркового искусства А.К Визлер, И.А. Пустынский, И.А. Вейнман, несколько поколений семейств А.И. Асмуса, Г. Боде, Ф.К Катцера.

Сохранившаяся до настоящего времени планировка первоначальной дворцовой слободы создана в 1780-1789 гг. и принадлежит архитектору Ч. Камерону. Живописный характер ей придают реки Славянка и Тызва, холмистый прибрежный рельеф, а также извилистые очертания двух главных дорог этой местности.
Старейшая из них Копорско-Ладожская дорога использовалась для связи Славянской мызы с Царским Селом и впоследствии называлась Графскославянской, а с сороковых годов XIX в. - Царскославянской. Теперь по трассе этой дороги проходят улицы Мичурина, Александра Матросова, Павловское шоссе в городе Павловске. Федоровская дорога возникла в середине ХVIII в. и вела из Федоровского посада в Царское Село. На территории Павловска она превратилась в Садовую улицу.

Направление будущих улиц - Пограничных Березовой, Бульварной и Водопроводной - определила линия Софийскою водовода (часть системы Таицкого водовода). Прокладка канала от Таицкого водовода через город Софию для снабжения водой Павловска началась в 1780 г. и производилась непрерывно несколько лет. Таицкая вода требовалась для устройства в Павловском парке прудов и каскадов. Одновременно вдоль водовода на территории Павловска проложили дороги. В 1782 г. Екатерина II повелела устроить шоссированное покрытие дороги из Царского Села в Павловское (ныне Павловское шоссе в городе Пушкине и Садовая улица в Павловске). Работы производились до 1806 г. под надзором инженеров-гидротехников и. де Фризе и майора п. Поздеева. В число сооружений входили резервуар-распределитель на канале Софийского водовода, вторая магистраль по Пограничному бульвару (современная улица Мичурина) с мостами и акведуками через Тызву и Славянку к Розовопавильонным прудам.

В 1820-е гг. появился накопительный Водопроводный пруд (у Николаевских ворот), использовавшийся впоследствии как городской купальный пруд. В 1860-е гг. открытый канал водопровода частично заключили в подземную трубу; для второй магистрали устроили распределительный резервуар, трассу перенесли на Медвежью улицу. Горожане бесплатно пользовались водой из водоразборных колонок в будках, одна из которых находилась у резервуара на Березовой улице, где построили дом смотрителя Софийского Таицкого водовода. О сооружениях водовода напоминает историческая топонимика в названиях Водопроводной улицы и двух Водопроводных мостов через Тызву.

Между Садовой улицей и дорогами вдоль магистралей Таицкого водовода (ныне - улицы Садовая, Березовая, Мичурина, частично улица Правды) находится исторический левобережный район города. Сохранившаяся планировка этой части Павловска композиционно связана с первой церковной площадью. Продольные улицы (Средняя и Госпитальная), а также поперечные (Воробьиная, Медвежья, Песочная) проложены параллельно сторонам площади и фасадам храма Марии Магдалины. Они образуют сетку прямоугольных кварталов, расходящихся от улицы Просвещения, которая первоначально называлась улицей Под Липками. Перспективу бывшей Средней улицы и сейчас завершает колокольня церкви.

Регулярную застройку расширили в восьмидесятые годы VIII в. от Церковной площади до Конюшенной, а затем во время царствования императора Павла I - до современной Березовой улицы. Тогда появились параллельные первым упомянутым выше улицам - Конюшенная, Правленская (ныне - улица Васенко), Лебединая - и вторая городская площадь - Правленская, или Торговая. Поперечные переулки просто продлили на север до Березовой улицы. Обрамленные этими улицами современные городские кварталы сохранили свои габариты от раннего периода истории Павловска.

Обывательская застройка в молодом городе состояла из очень небольших (в три или пять окон), в большинстве своем деревянных домов в один или два этажа, часто завершенных мезонинами. Правила же застройки требовали строительства каменных зданий. Однако на самом деле большинство обывательских домов возводили из дерева и штукатурили фасады по дранке с тем, чтобы они выглядели как каменные постройки.
С течением времени выяснилось, что фасады с обвалившимися кусками штукатурки имеют неопрятный вид, и императрица Мария Федоровна разрешила обшивать дома тесаными досками.
В строительстве многих казенных зданий также применялась деревянная обшивка. Обычно впоследствии владельцы свои обветшавшие дома «возобновляли в прежнем виде», при этом очень часто здания расширялись или надстраивались вторым этажом.

С наступлением «дачного бума» в 1830-е гг. в Павловске стали появляться дома с более разнообразным архитектурным обликом, в котором проявлялись новые стилевые предпочтения.
Граница между частной застройкой и парком имела ландшафтное оформление в виде пограничных бульваров с двумя пограничными дорогами-улицами по их сторонам. Бульварная улица проходила со стороны города, Березовая - со стороны парка вдоль трассы Софийского водовода. Рядовые посадки пограничного бульвара оформляли Садовую улицу, а также Графскославянскую и Водопроводную (современные улицы Мичурина и Правды). Уход за бульварами первоначально входил в обязанности садового мастера А.И. Асмуса, работавшего в Павловске с 1786 по 1833 г.

30 октября 1837 года была открыта первая в России железная дорога протяженностью 30 верст, соединившая Санкт-Петербург, Царское Село и Павловск. Она завершалась на территории Павловского парка зданием увеселительного деревянного «Вокзала», которое служило не только для приема и отправления поездов, но и в качестве места для приятного отдыха.

В 1915 году последним владельцем города в династии Романовых стал праправнук Павла I – Великий князь Иоанн Константинович Романов, убитый большевиками в 1918 году под Алапаевском.
После революции, в ноябре 1918 года Павловск был переименован в город Слуцк (в честь революционерки Веры Слуцкой, погибшей на Пулковских высотах), но новое название продержалось только до января 1944 года.
В настоящее время город Павловск – муниципальное образование в составе Пушкинского района с 16 тысячами жителей. Город имеет всемирную известность как важный культурный и туристический центр. Центральная часть города, наряду с дворцово-парковым ансамблем занесена в список городов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

О истории создания Павловского парка и Большого Павловского дворца на следующей странице… нажать для продолжения экскурсии

Достопримечательности Павловска на карте: