ЯНТАРНАЯ КОМНАТА В ЕКАТЕРИНИНСКОМ ДВОРЦЕ

ЯНТАРНАЯ КОМНАТА В ЕКАТЕРИНИНСКОМ ДВОРЦЕ

В Янтарной комнате

Даже те, кто ничего не знает о Екатерининском дворце или о Царском Селе в принципе, наверняка слышали (и немало) о знаменитой Янтарной комнате (Янтарном кабинете), вывезенной фашистами из Екатерининского дворца во время Великой Отечественной войны и лишь недавно воссозданой заново мастерами Царскосельской Янтарной мастерской.


Янтарная комната занимает один из залов Золотой анфилады Большого Екатерининского дворца, поэтому пройти мимо неё не получится в любом случае. Янтарная отделка поражает буйством красок и тонкостью резьбы, но при желании запечатлеть эту красоту посетителей музея ждёт большое разачарование - ФОТОГРАФИРОВАТЬ в Янтарной комнате ЗАПРЕЩЕНО – такова весьма недружелюбная позиция музея. Поэтому большинство туристических фотографий Янтарной комнаты сделаны "партизанским" способом и не отражают всего масштаба полёта творческой мысли создателей.

P.S. Зимой 2020 года запрет на фотосьёмку в Янтарной комнате был снят. Возможно это связано с падением потока китайских туристов на фоне эпидемии коронавируса. Будет ли действовать данное послабление в высокий сезон - пока не ясно.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

Мозаика Зрение в Янтарной комнате

До конца XIX века была жива легенда о том, как Петр I, потрясенный редкой красотой Янтарной комнаты, выпросил ее в подарок у прусского монарха. Но вероятнее всего, сам Фридрих Вильгельм I преподнес Петру этот янтарный подарок в качестве дипломатического дара. Тем более, что сам Вильгельм I не имел средств на завершение янтарного кабинета и не желал новых трат. 

Щедростью своего подарка прусский король, известный невероятной скупостью, сумел сконфузить русского царя - ведь даже необработанные кусочки янтаря ценились тогда на вес серебра. В качестве ответного дара Петр отправил в Пруссию пятьдесят пять рослых гренадеров.


Созданием Янтарной комнаты занимались несколько поколений мастеров и царственных владельцев. 

Авторство проекта кабинета принадлежит придворному архитектору прусского короля Эозандеру, а янтарные панно первоначально предназначались для украшения дворца Литценбург - личной резиденции королевы Софии-Шарлотты, супруги Фридриха I. 

Ни королева, ни король не дожили до завершения работы над Янтарной комнатой. Зато эти незаконченные янтарные панели помогли наследнику прусского престола Фридриху Вильгельму I задобрить Петра I. Другой прусский король - Фридрих II, добиваясь расположения уже императрицы Елизаветы Петровны, преподнес ей в дар еще одну специально изготовленную янтарную панель.

Янтарный декор в Янтарной комнате

Оказавшись в России, «янтарный убор» стал предметом гордости и заботы не только Петра I, но в дальнейшем и Анны Иоановны, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. 

Янтарная комната не сразу обрела своё постоянное место и законченную композицию. Из-за отсутствия опытных мастеров в Петербурге, Янтарный кабинет не был смонтирован при жизни Петра I и долгое время пылился, где то в запасниках. 

О подарке Прусского короля вспомнила в 1746 году дочь Петра – Елизавета Петровна. Было решено установить янтарные панно в зале официальных приёмов Зимнего дворца, что и было выполнено придворным архитектором итальянского происхождения Ф.-Б.Растрелли.

Спустя 8 лет Елизавета затеяла перестройку Зимнего дворца и янтарные панели «переехали» в Большой дворец Царского Села. За комнатой была прислана специальная команда, которая вручную бережно перенесла ящики с панелями из Петербурга в загородную резиденцию. 

1917 год. Автохром А. Зееста.  Единственное цветное фото подлинной Янтарной комнаты

Отведенный для комнаты дворцовый зал площадью 96 квадратных метров значительно превышал скромные размеры янтарных панно, поэтому архитектор Растрелли, которому опять поручили адаптацию камерного кабинета, пришлось проявить недюжинную фантазию. Архитектор применил чередование янтарных панно с зеркальными пилястрами, роспись верхнего яруса стен под янтарь и роскошный резной золоченый декор интерьера. Янтарный кабинет освещался 565 свечами, а незабываемое впечатление, производимое блеском янтаря, усиливалось благодаря 24 зеркальным пилястрам и полупилястрам, расположенным в углах и высоким зеркалам в простенках между окнами. В таком виде комната и просуществовала почти 200 лет.


Янтарный кабинет - единственный пример использования янтаря для такой монументальной работы, повторить который больше не пытались, ведь слишком дорогим, трудоемким и непрочным оказалось это «изделие». 

Перепады температуры, печное отопление и сквозняки быстро разрушали янтарь, поэтому Янтарная комната нуждалась в постоянном уходе и реставрации – только в XIX веке реставрацию проводили трижды. Масштабная реставрация Янтарной комнаты намечалась и на лето 1941 года, но война нарушила эти планы.

Эвакуация экспонатов из Большого дворца. Сентябрь 1941

Конечно, Янтарную комнату предполагалось эвакуировать из дворца, но... после пробного снятия одного из панно, которым занимались оставшиеся в музее женщины, оказалось, что янтарный набор осыпается большими участками, и без потерь его снять не удастся. Поэтому было принято волевое решение оставить Янтарную комнату на месте, защитив от возможных осколков ватиновыми чехлами и деревянными щитами. Возможно, тогда ещё никто по настоящему не верил, что Царское Село (тогда Детское Село) будет отдано врагу…


Зато с задачей демонтажа Янтарной комнаты прекрасно справились сытые немецкие специалисты бригады «Кунсткомиссион», занимающейся вывозом художественных ценностей с оккупированных территорий. Янтарная комната была вывезена в Кенигсберг, где её след и затерялся. 

Искать Янтарную комнату начали сразу после падения Кенигсберга. В Королевском замке было найдено большое количество сильно поврежденной мебели из Екатерининского дворца, инвентарная книга музея с записью о передаче ему Янтарной комнаты, но саму комнату обнаружить не удалось. 

Официальные поиски Янтарной комнаты прекратились в 1984 году, неофициальные - продолжаются до сих пор…

В янтарной мастерской

В 1979 году постановлением Правительства СССР было принято решение о восстановлении Янтарной комнаты. С 1983 года под руководством архитектора А.А. Кедринского начались работы над проектом её воссоздания. 

К осени 1986 года проект восстановления Янтарной комнаты, включавший в себя шесть томов, был готов и началась кропотливая работа с янтарём, которая заняла долгих 24 года. В Германии удалось найти и вернуть комод русской работы и флорентийскую мозаику «Осязание и Обоняние», все остальное убранство комнаты создавалось заново российскими мастерами-реставраторами. 

Работы по воссозданию Янтарной комнаты завершились в 2003 году, к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. Более детально ознакомиться с историей восстановления Янтарной комнаты можно на сайте первоисточника - Царскосельской янтарной мастерской.

РЕЖИМ РАБОТЫ И СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

Янтарная комната работает в часы работы Екатерининского дворца, её посещение входит в стоимость стандартного входного билета в Екатерининский дворец, отдельных экскурсий в Янтарную комнату не проводится. По состоянию на 2022 год билет в Екатерининский дворец стоит 700 рублей, детям до 16 лет - бесплатно. При посещении Екатерининского дворца в «высокий сезон», придётся заплатить ещё и за вход в Екатерининский парк (150 рублей для взрослых, 80 рублей для пенсионеров, посетителям младше 16 лет – бесплатно). 
Подробнее с графиком работы Екатерининского дворца и со стоимостью билетов можно ознакомиться на сайте музея.

Продолжение экскурсии по залам Екатерининского дворца (переход на старый сайт):

Share by: